5 марта 1910 года родился изобретатель лапши быстрого приготовления, тайваньско-японский предприниматель Момофуку Андо. Как был придуман продукт, завоевавший мир,— в фотогалерее “Ъ”.
В 1958 году японец Момофуку Андо (на фото) после ряда экспериментов придумал опрыскивать лапшу бульоном, затем обжаривал ее в пальмовом масле, выпаривая воду, и высушивал в форме брикетов. Для ее приготовления нужен был только кипяток. К каждой порции Андо предложил прикладывать два пакетика: со специями и небольшой порцией масла
Фото: Kazuhiro NOGI / AFP
Для производства лапши Андо создал компанию Nissin Food Products. Продукт поступил в магазины и быстро стал бестселлером. Сам Андо часто повторял, что «во всем мире наступит мир, если люди не будут испытывать недостатка в пище»
Фото: Штейнбок Марк / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Поначалу моментальная лапша выпускалась только с куриным вкусом под торговой маркой Chikin Ramen.
В 1971 году компания представила лапшу быстрого приготовления в пластиковой таре. Ее можно было приготовить без использования посуды. Изобретение оценили студенты, холостяки, рабочие, желавшие сэкономить время на обеде
Фото: Vivek Prakash / Reuters
В России лапша быстрого приготовления появилась в начале 1990-х годов. Сейчас наиболее популярными в стране брендами являются российский «Роллтон» и корейский Doshirak (первоначально назывался Dosirak). По оценкам агентства Discovery Research Group, в 2018 году на лапшу быстрого приготовления пришлось больше трети всего объема продаж макаронных изделий в России (46,4 млрд из 120,2 млрд руб.)
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
В 1997 году была основана Всемирная ассоциация лапши быстрого приготовления. Заводы империи Момофуко Андо появились по всему миру — от США и Перу до Германии и Венгрии. Сам изобретатель умер в 2007 году в возрасте 96 лет
Фото: Slamet Riyadi / AP
Согласно опросу граждан Японии, лапша быстрого приготовления была признана самым важным японским изобретением XX века. Изобретение Андо обошло, например, караоке и видеоигры Nintendo
Фото: Jason Lee / Reuters
В наши дни быстрая лапша используется не только в пищу. На фото — акция против цензуры и пропаганды в СМИ под лозунгом «Нет цензуре в СМИ! Выкиньте свой телевизор!» на Пушкинской площади в Москве в 2007 году
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
В 2005 году была изобретена лапша быстрого приготовления, которую можно брать с собой в космос. Она заваривается без воды, а в состав уже входят бульон и специи. Первые порции отправились в космос на космическом шаттле Discovery.
На фото: астронавт НАСА Сунита Уилльямс
Фото: NASA
Как и задумывал Андо, его изобретение продолжает спасать людей. Основным продуктом питания пострадавших во время азиатского цунами в 2004 году, урагана Катрина в 2005 году в США, аварии на АЭС «Фукусима» в Японии в 2011 году была именно лапша моментального приготовления
Фото: Jason Lee / Reuters
В 1999 году в японском городе Осака открылся первый музей лапши быстрого приготовления. Блюдо сейчас выпускают сотни компаний в разных странах мира. У нее разный вкус (в Польше, например, есть лапша со вкусом борща)
Фото: Itsuo Inouye / AP
В тройку лидеров потребления моментальной лапши на душу населения в 2018 году входили Южная Корея — 74,6 порции, Вьетнам — 53,9 порции и Непал — 53 порции
Фото: Thomas Peter / Reuters
В 2018 году мир съел более 103,6 млрд порций лапши быстрого приготовления, на КНР пришлось почти 40% от глобального потребления этого продукта (40,2 млрд порций). Среди основных потребителей также: Индонезия — 12 млрд порций, Индия — 6 млрд, Япония — 5,7 млрд, Вьетнам — 5,2 млрд
Фото: Andy Wong / AP
В 2011 году открылся интерактивный музей лапши быстрого приготовления Cup Noodles в Йокогаме. В одной из экспозиций утверждается, что в мире существует 5460 сочетаний различных вкусов этого блюда
Фото: Reuters
Средняя цена на лапшу быстрого приготовления в мире составляет 13 американских центов На фото: бывший президент Тайваня Ма Инцзю
Фото: Chiang Ying-ying / AP
У быстрой лапши есть свои недостатки. Диетологи и врачи сомневаются, что это здоровая пища. Рестораторы и борцы за хороший вкус сетуют на то, что, как и прочие продукты быстрого приготовления, лапша мешает отличать гастрономический шедевр от дешевой стряпни
На фото: актриса Сиенна Миллер и ведущий Джимми Фаллон принимают участие в The Ramen Challenge 15 декабря 2016 года
Фото: Andrew Lipovsky / NBCU Photo Bank / NBC Universal / Getty Images
Потребление лапши быстрого приготовления может быть индикатором экономического состояния страны. В 2005 году в Таиланде даже стали публиковать Mama Noodles Index — показатель потребления местного сорта лапши быстрого приготовления Mama Noodles
Фото: Jason Lee / Reuters
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын (слева) и президент Южной Кореи Мун Чже Ин едят лапшу во время банкета в приграничной деревне Пханмунджом в демилитаризованной зоне
Фото: Korea Summit Press Pool / AP
Согласно прогнозам, объем рынка лапши быстрого приготовления к 2024 году составит около $57,5 млрд, увеличившись в среднем на 5,2% в течение 2019-2024 годов
Фото: Stringer / Reuters
Модель демонстрирует платье из пакетов с лапшой во время Недели моды в Гонконге, 1997 год
Фото: Vincent Yu / AP