15 мая 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который вводил особые научно-технические бюро ОГПУ. В них привлекались высококвалифицированные специалисты, осужденные за вредительство, а сами заведения стали называться «шарашками». Кто работал в этих бюро — в фотогалерее «Ъ».
Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ
На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники
Фото: Архив В. Л. Корвин-Кербера
Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)
Фото: РИА Новости
Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет
Фото: Wikimedia
Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ
Фото: Корвин-Кербер В. Л. / Wikipedia
В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук
Фото: Альманах «Вчера и сегодня»
По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»
Фото: «Мемориал»
В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева
Фото: Ухтомский Ю. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию
Фото: В. Шияновский / РИА Новости
Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС
Фото: Широков Г. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией
Фото: Леонид Коробов / РИА Новости
Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2
Фото: В. Климов / РИА Новости
Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет
Фото: Птицын / РИА Новости
Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов
Фото: Снегирев Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне
Фото: «Русская Семерка»
Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком
Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин
«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»
Фото: «Мемориал»
Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией
Фото: Юрий Кавер / РИА Новости
76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39
Фото: Сайга20К / Wikimedia
Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ