Манихеи: христианство в смеси с буддизмом и зороастризмом
Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева
Строго говоря, ставить манихейство на одну доску с тринитарными или христологическими ересями IV–VII веков не совсем корректно: оно старалось не столько поправить или уточнить христианскую доктрину, сколько создать принципиально новую религию. В каком-то смысле успехи манихейства в римском Средиземноморье — еще один, самый поздний казус того, как экзотический восточный культ вдруг превращается в модное поветрие, охватывающее все слои имперского общества. Такими были культ Исиды, Сераписа, Митры. Впрочем, учение Мани, в отличие от них, расцвело тогда, когда христианство уже сформировалось и окрепло — а потому травматичное соперничество с манихейством оставило по себе особенно горькую память. Добрую тысячу лет всех новых еретиков — от монофизитов до протестантов — пытались поймать именно на «манихейских заблуждениях», превратившихся в ярлык для обозначения особенно зловредных лжеучений
«Смерть Мани». Иллюстрация из «Шахнаме Демотта», 1315
Фото: Tehran Museum of contemporary art
Арт ван ден Боссе. «Августин, приносящий жертву манихейскому идолу», 1480-1500 годы
Фото: Aert van den Bossche; Royal Picture Gallery Mauritshuis
Ромейн де Хуге. «Портрет Мани», 1701
Фото: Romeyn de Hooghe
Икона с изображением Мани. Южный Китай, XIV - XV века
Фото: Fujita Art Museum, Osaka, Japan
«Мани преподносит рисунок царю Бахрам Гуру», XVI век