Особый тип древностей: исчезнувшие храмы на городищах и в древних городах
Искусствовед, археолог Владимир СедовВ самом названии этой статьи есть и противоречие, и согласие. Противоречие — потому, что древнерусская архитектура является областью искусства, что изучать ее следует прежде всего как искусство, то есть с помощью традиционных для искусствознания методов: натурного осмотра, описания и анализа, иконографического исследования основных форм, а также попытки воссоздания исторического и культурного контекста.Однако этим занимаются немногие, исследователи здесь редки — и более всего потому, что материал как будто «не дается»: слишком много специфических сведений нужно узнать и иметь в виду — от труднодоступных чертежей до неясных датировок пристроек, от разрушенных частей до поздних куполов. В результате никак не получается чистого полета духа или получается как будто поздно, после того как выяснены все мелочи и обстоятельства.Согласие же в том, что древнерусскую архитектуру невозможно изучать без археологии, вне ее методов, вне ее подходов. Об этом я хочу рассказать сразу…
Храм Покрова на Нерли
Фото: Коммерсантъ / Владимир Чучадеев
Основания колонок средней абсиды церкви в Боголюбово и мощения площади в одном из шурфов
Фото: Владимир Седов
Фундамент Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
Фото: Владимир Седов
Фрагмент белокаменного блока с фантастическим персонажем и надписями в соборе Переславля-Залесского