Нынешним маркетологам и бренд-менеджерам, наверное, будет очень сложно объяснить, что существовавший до революции Русско-Балтийский вагонный завод прославился не столько своими вагонами, сколько автомобилями и аэропланами, а о правильных названиях в те годы никто особо не задумывался. Думали тогда действительно о другом – не о словах, а о деле. Так, на заводе в 1913 году построили первые в мире многомоторные пассажирские самолеты «Русский Витязь» и «Илья Муромец». А в следующем году «Муромец» переделали в бомбардировщик – тоже, кстати, первый в мире – и объединили несколько таких самолетов в Эскадру воздушных кораблей, положив начало стратегической авиации. К слову, «воздушным кораблем» в 1914 году называли бомбардировщик.
Одна из немногих фотографий, где в одном кадре «Илья Муромец» и автомобиль «Руссо-Балт». Снимок сделан летом 1916 года в Колодзиевке, где располагался 1-й боевой отряд Эскадры воздушных кораблей. Все «Муромцы» получали порядковый номер римскими цифрами, кроме одного, носившего имя «Киевский» в честь перелета из Петербурга в Киев и обратно в 1914 году. На фото – «Илья Муромец-II» с заводским номером 167, к которому был приписан «Руссо-Балт» с номером шасси 392. Очевидно, на снимке именно он
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Один из приписанных к «Муромцам» автомобилей на платформе перед отправкой на фронт. Сзади еще висит регистрационный номер с цифрами 3080, выданный санкт-петербургской городской управой 1 мая 1914 года и действительный в течение 12 месяцев. Номерной знак тогда совмещал еще и функцию талона техосмотра, поэтому в апреле 1915 года владелец автомобиля должен был бы получить новый номер, уже прямоугольной формы, до весны 1916 года. Марка автомобиля неизвестна
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
На аэродроме в Яблонне – первоначальном месте базирования Эскадры воздушных кораблей. Автомобиль американской марки Case, название которой у нас писали как «Кейс». На заднем сиденье справа – Михаил Владимирович Шидловский, произведенный в генерал-майоры после назначения начальником Эскадры
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Числившийся при воздушном корабле «Илья Муромец-II» автомобиль Renault после аварии, которая произошла 17 января 1915 года недалеко от Брест-Литовска. Находившийся за рулем механик Кулешов погиб. Автомобиль доставили в Эскадру на буксире
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
«Руссо-Балт» Тип Е 18/35 – личный автомобиль Шидловского, отправленный ему с завода в Петербург 8 ноября 1914 года. Кузов был темно-синим и такого же цвета – обивка из кожи. В цвет кузова закрасили и боковые бензиновые фонари. На заднем сиденье справа – Шидловский, рядом с ним – великий князь Александр Михайлович
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Два «Руссо-Балта» из состава эскадры, оба с поднятыми тентами и опущенными «занавесами», как называл сам завод тентованные боковины с окошками. Все положенные «Муромцам» автомобили «Руссо-Балт» Тип С 24/40 были с овальными радиаторами, ацетиленовыми фарами и прожектором, боковыми бензиновыми фонарями и сигналом с резиновой грушей
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
«Руссо-Балт» воздушного корабля «Илья Муромец-IX» на Рижском шоссе недалеко от Пскова, куда Эскадра перебазировалась из-за отступления русской армии летом 1915 года. Фотография сделана в 1916 году
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Система освещения на многих автомобилях была ацетиленовой: стоящий на подножке генератор вырабатывал горючий газ, поступавший по трубкам в фары к горелкам. Только на американских Case, Locomobile, Packard и Pierce-Arrow освещение стояло электрическое
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
С 27 апреля 1915 года от налетов немецкой авиации Эскадру воздушных кораблей охраняла автомобильная батарея под командованием капитана Тарновского, вооруженная 75-милиметровыми орудиями для стрельбы по воздушному флоту на шасси грузовиков американской марки White
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Talbot и White – грузовики Эскадры воздушных кораблей. Трехтонный американский «Уайт» был одним из самых распространенных грузовых автомобилей в русской армии, наряду с американским же «Паккардом»
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
На передних колесах грузовика стоят покрышки производства рижской мануфактуры «Проводник», а на задних – сплошные резиновые шины. Рулоны над крышей – скатанные боковины с окошками
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Этот же Benz Gaggenau при погрузке фюзеляжа на платформу. Видно, что «Бенц» прицеплен двумя тросами к другому, более тяжелому грузовику, в кузове которого виден мотоцикл. Фюзеляж «Муромца» грузят целиком, а между ним и верхним крылом виден топливный бак аэроплана, который не сняли при перевозке
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Двигатель РБВЗ-6 в разобранном виде. Надпись Рига относится к местоположению основного производства Русско-Балтийского вагонного завода, а сами моторы РБВЗ-6 делались в Петрограде
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Транспортный парк Эскадры воздушных кораблей не ограничивался легковыми и грузовыми автомобилями. Для доставки донесений служили «мотоциклетки», а укатка аэродрома осуществлялась паровым катком
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
«Илья Муромец» с заводским номером 136 в процессе разборки. Никаких механических подъемных устройств – все вручную. Несколько человек грузят коробку крыла в кузов британского грузовика Crossley
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Выгрузка авиационных двигателей Renault из грузовика Crossley. Грузовых автомобилей «Кросслей» мощностью 20 л.с. и грузоподъемностью в полторы тонны в Эскадре было несколько: в октябре 1915 года два были приданы пятому «Муромцу», три – шестому и один – «Киевскому»
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
На левых колесах стоят шины «Проводник» модели «Колумб» с характерным рисунком протектора елочкой. На левом переднем колесе с борта отслоился кусок протектора. На правом переднем колесе виден протектор покрышки «Елка» петербургской мануфактуры «Треугольник»
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
«Руссо-Балт» у колодца. Сзади закреплено колесо «Степней», которое пристегивали к ободу проколотого колеса, чтобы не монтировать покрышки. Все шины на автомобиле – фирмы «Проводник», модель «Колумб»
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
«Руссо-Балт» Тип С 24/40 НР на Румынском фронте в 1917 году. В автомобиле сидит механик воздушного корабля «Илья Муромец-IX» прапорщик Илларион Григорьевич Таллако. На двери виден фрагмент эмблемы авиационных частей русской армии
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Автомобиль Pierce-Arrow воздушного корабля «Илья Муромец-IX» на паромной переправе. Среди прочих машин «Пирс-Эрроу» выделялся фарами, установленными в передних крыльях, в то время как у остальных они стояли отдельно на кронштейнах. Справа два члена экипажа «девятого» – пулеметчик младший унтер-офицер Капон и механик прапорщик Таллако. Фото сделано на Румынском фронте летом 1917 года
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Американский «Паккард» рядом со вторым кораблем «Илья Муромец». Снимок сделан по трагическому поводу: 15 марта 1916 года артиллерийский офицер поручик Павлов погиб, попав под работающий винт
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного
Неизвестная дама с бульдогом у «Пирс-Эрроу» девятого корабля. На переднем колесе стоит покрышка модели «Елка» фирмы «Треугольник», а в качестве запасной на борту закреплен «Колумб» фирмы «Проводник»
Фото: из архива Марата Хайрулина, Наталии Панкратьевой и Музея техники Вадима Задорожного