У открытых автомобилей в Советском Союзе всегда было какое-то особенное назначение. В основном они несли представительские функции, но случались и другие роли, которые, к слову, могли выполнить только кабриолеты или фаэтоны. Все это осталось запечатленным на фотографиях.
На популярных в сталинские годы парадах физкультурников открытые автомобили присутствовали всегда: сначала это были иностранные «Бьюики» и «Паккарды», а затем советский ЗИС-102.
Фото: Денис Токмаков
ГАЗ-11-40 предназначался, как тогда писали, «для эксплуатации в южных регионах страны», но его серийному выпуску помешала война. Существовал также полноприводный вариант фаэтона с индексом ГАЗ-61-40, также не добравшийся до конвейера.
Фото: Денис Токмаков
Малолитражный КИМ-10 создавали для продажи в частные руки, но Сталину не понравился двухдверный кузов, поэтому его пришлось переделывать в четырехдверный. Параллельно с седаном построили и кабриолет, но к нему претензий не было.
Фото: Денис Токмаков
ЗИС-102 отметился не только на парадах, но и в автоспорте. Летом 1940 года на Минском шоссе он показал скорость 116 км/ч, в то время как лимузин ЗИС-101 – 114 км/ч. Это был московский рекорд скорости на дистанции 50 км.
Фото: Денис Токмаков
Послевоенный ЗИС-110Б стал доступен и простым советским гражданам, поскольку эксплуатировался в качестве такси и на нем можно было совершить экскурсионную поездку по центру столицы. Посадка осуществлялась на площади Революции.
Фото: Денис Токмаков
На юге были открытые автобусы. Такие «кабриолеты» начали делать еще в двадцатые годы на базе грузовиков, и они стали неотъемлемой реалией курортного отдыха. Во всяком случае, почти у каждого отдыхающего была подобная фотография.
Фото: Денис Токмаков
Фаэтон ЗИМ не стал серийным, поэтому неизвестно, какое предназначение его ждало. Он вполне мог бы продаваться в частные руки, как и седан. И тогда подобные картинки могли бы иметь место в жизни, а не только на постановочных кадрах.
Фото: Денис Токмаков
Серые фаэтоны ЗИС-110Б с 1953 года сменили традиционных коней во время ежегодных военных парадов на Красной площади, приуроченных к 7 ноября. Один автомобиль использовался командующим парадом, а второй – принимающим парад.
Фото: Денис Токмаков
Никита Хрущев любил поиграть с народом в демократию и продемонстрировать открытость к общению. Фаэтон ЗИС-110Б идеально подходил для этого, особенно когда выступать надо было в жаркую погоду и перед простыми тружениками села.
Фото: Денис Токмаков
С открытыми кузовами в СССР всегда выпускались только легкие внедорожники, предназначенные для армии и колхозов: ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469. Кроме возможности убрать верх, на этих моделях можно было еще и откинуть вперед ветровое стекло.
Фото: Денис Токмаков
ЗИС-110Б использовался также и как киносъемочная машина, причем не только для разъездов режиссера Якина и его подружек, а для работы оператора, как это видно на снимке, сделанном во время Всемирного фестиваля молодежи 1957 года.
Фото: Денис Токмаков
Эпоха покорения космоса дала новых героев – космонавтов. Самых первых встречали торжественно с проездом из Внукова в Кремль по Ленинскому проспекту, как это было 14 апреля 1961 года с Юрием Гагариным на кабриолете ЗИЛ-111В.
Фото: Денис Токмаков
Кабриолеты ЗИЛ-111Д были сделаны при Хрущеве, но очень пригодились Брежневу, поскольку открытых версий ЗИЛ-114 не делали. Использовались в основном для позирования с лидерами братских социалистических стран. Обошлось без поцелуев.
Фото: Денис Токмаков
УАЗ-3171 мог прийти на замену 469-му еще в восьмидесятые годы, но не состоялось… Кузов также сделали с мягким верхом и с откидывающимся ветровым стеклом, но добавили дуги безопасности, как в районе центральной стойки, так и сзади.
Фото: Денис Токмаков
Серые ЗИЛ-117В с 1972 года сменили «сто одиннадцатых» на Красной площади, став первыми «парадными кабриолетами» с двумя рядами сидений, а не тремя. Последующая модификация ЗИЛ-41044 использовалась на парадах до 2008 года.
Фото: Денис Токмаков