75 лет назад, 20 сентября 1946 года, начал работу первый Международный кинофестиваль в Канне. Еще не было ни Дворца фестивалей и конгрессов с его знаменитой красной дорожкой, ни главной награды — «Золотой пальмовой ветви». На фестивале царила атмосфера мира и дружбы. Вторая мировая закончилась, Холодная война еще только начиналась, так что в Канн смогли приехать кинематографисты из СССР.
Советские кинематографисты на набережной Круазетт, название которой в 1946 году ничего не говорило любителям кино из СССР
Фото: МАММ / МДФ
Официальный плакат первого Каннского кинофестиваля
Фото: Leblanc / FDC
Делегация советских кинематографистов в полном составе (слева направо): С. Герасимов, А. Птушко, М. Ладынина, С. Юткевич, М. Калатозов, Г. Водяницкая, Ф. Эрмлер, Б. Чирков
Фото: МАММ / МДФ
Советский информационный стенд на первом Каннском кинофестивале
Фото: МАММ / МДФ
Возглавлявший в 1946 году советскую делегацию заместитель министра кинематографии СССР Михаил Калатозов еще приедет в Канн не как аппаратчик, а как режиссер и в этом качестве в 1958 году завоюет главную награду фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Летят журавли»
Фото: МАММ / МДФ
Для Марины Ладыниной (на фото справа) поездка на фестиваль стала первой зарубежной поездкой
Фото: МАММ / МДФ
«Кинокартина “Зоя” была принята хорошо. Пресса уделила большое внимание исполнительнице главной роли Водяницкой. В ее лице иностранцы впервые увидели живую советскую “кинозвезду”, и это было предметом горячих обсуждений и подлинной сенсацией» («Отчет и выводы об участии советской кинематографии на Международном кинофестивале в Канне (Франция) 20 сентября — 5 октября 1946 года»). На блузке Галины Водяницкой видна медаль лауреата Сталинской премии
Фото: МАММ / МДФ
По числу профилей Сталина на груди Марина Ладынина (в центре) опережала Галину Водяницкую. В 1946 году Ладынина была трижды лауреатом Сталинской премии (за фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны»). Пять лет спустя таких медалей у нее будет уже пять
Фото: МАММ / МДФ
Листок с результатами голосования членов жюри первого Каннского кинофестиваля
Фото: FDC
В 1946 году еще не существовало «Золотой пальмовой ветви», в качестве наград участникам кинофестиваля вручались картины
Фото: AFP
Табличку «Пресса» держит вовсе не журналистка, а французская актриса Мишель Морган, обладательница приза за лучшую женскую роль (в фильме «Пасторальная симфония»)
Фото: AFP
«Наиболее интересной среди английских фильмов, несомненно, была картина “Короткая встреча”, поставленная Ноэлем Коуард, автором известной у нас картины “…в котором мы служим”. Именно она и получила единственную премию, присужденную британской кинематографии» (М. Калатозов, С. Герасимов, «Международный кинофестиваль в Каннах»). На фото — исполнительница главной роли в фильме «Короткая встреча» Селия Джонсон и режиссер фильма Дэвид Лин
Фото: Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images
Во время показа фильма Альфреда Хичкока «Дурная слава» киномеханик перепутал катушки с кинопленкой. Зрители увидели конец фильма раньше, чем начало
Фото: DR / FDC
Фильм Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (Gaslight) по одноименной пьесе Патрика Гамильтона дал имя термину «газлайтинг» — форма психологического насилия, цель которой посеять в жертве сомнение в объективном восприятии действительности
Фото: Metro-Goldwyn-Mayer Studios
«Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера был единственным американским кинофильмом, о котором положительно отзывалась советская кинокритика.Фильм об алкоголике удостоился похвалы за реалистичное отражение буржуазной действительности
Фото: Paramount Pictures
После выхода картины «Великий перелом» в прокат в Лондоне газета The Guardian опубликовала хвалебную рецензию на фильм, отметив режиссерскую скрупулезность Фридриха Эрмлера и прекрасную актерскую игру Михаила Державина (старшего) и Петра Андриевского
Фото: Ленфильм
В конце 1946 года советские фильмы—участники Каннского кинофестиваля вышли в прокат в Европе и Америке. «В фильме “Здравствуй, Москва!”, последнем образце русского импорта… наши советские собратья изо всех сил постарались симулировать музыкальную феерию, подобную тем, что так часто производит Голливуд, и их старания были не напрасны. Честно говоря, в некоторые моменты у них это получалось»,— писала канадская газета The Windsor Star в ноябре 1946 года
Фото: Мосфильм
«Каменный цветок» был первым полнометражным советским фильмом, снятым на многослойной трофейной пленке Agfacolor. Отклики европейских кинокритиков на лучшую цветную картину Каннского фестиваля были восторженными: «триумф», «изобразительная фантасмагория», «симфония красок». После выхода картины в американский прокат в рождественские праздники 1946 года даже газета The New York Times вынуждена была признать: «Хотя сюжет фильма не совсем интригующий по стандартам американского бокс-офиса, “Каменный цветок” достаточно силен для того, чтобы соревноваться со многими многоцветными фильмами Голливуда»
Фото: Мосфильм