Звездный час

Zenith DreamHers в Мадриде

«В Средние века женщину изображали либо святой, либо блудницей — третьего дано не было. Кажется, с тех пор мы сильно продвинулись в вопросе стереотипов»,— в мадридском музее Тиссена-Борнемисы для гостей швейцарской мануфактуры Zenith проводится экскурсия о роли и образе женщин в искусстве. Мы ходим по залам и обсуждаем дуализм на полотнах разных эпох — Ренессанс, барокко, начало XIX и XX веков. Экскурсовод щедро делится историческими анекдотами про распутниц, которых художники частенько приглашали позировать для портретов святых девственниц — так, на картине Караваджо Святую Каталину в простых одеждах изображает известная куртизанка Филлиде Меландрони. Художник видел в некоторых грешницах больше святости, чем в праведных матронах. Примечательно, что и знатных дам, которые регулярно заказывали свои портреты, изображать следовало пусть и в богатых одеждах, но с молитвенником, четками и другими атрибутами благочестия — как на портрете Джованны Торнабуони, на котором хорошо видно: дева богата и материально, и духовно.
)