В последние годы музеи во всем мире активно развивают инклюзивные программы, позволяющие делать их пространство открытым и интересным для самых разных людей. Куратор программы «Доступный музей» ГМИИ имени Пушкина Евгения Киселева рассказала спецкору “Ъ” Ольге Алленовой, почему в музейной среде стала очень популярной концепция универсального дизайна и чем доступная среда отличается от инклюзии.
Евгения Киселева
Фото: pushkinmuseum.art / Глеб Анфилов
Новая программа Пушкинского музея «День строителя» дает возможность мигрантам-строителям один раз в месяц прийти бесплатно в музей с семьями.
Фото: pushkinmuseum.art
После реконструкции Пушкинский музей станет более доступным, чем сегодня
Фото: pushkinmuseum.art
Тактильными макетами в музее могут пользоваться не только незрячие люди, но и обычные дети – в отличие от музейных экспонатов макеты можно потрогать.
Фото: pushkinmuseum.art
Доступная среда — это пространство без физических, социальных и интеллектуальных барьеров
Фото: pushkinmuseum.art
Современный музей видит свою задачу в привлечении разных социальных групп, а не только искусствоведов
Фото: pushkinmuseum.art
В Пушкинском музее уже несколько лет работают облегченные экскурсии, которые подходят разным группам — и незрячим, и людям с ментальными особенностями, и обычным посетителям, которым сложно воспринимать большой объем информации
Фото: pushkinmuseum.art
Новая программа Пушкинского музея «День строителя» дает возможность мигрантам-строителям один раз в месяц прийти бесплатно в музей с семьями
Фото: pushkinmuseum.art
Часто дети чувствуют себя исключенными из пространства музея, потому что им делают замечания, не разрешают сидеть на полу и трогать экспонаты. Задача доступного музея — стать безграничным пространством для детских открытий
Фото: pushkinmuseum.art
Тактильными макетами в музее могут пользоваться не только незрячие люди, но и обычные дети – в отличие от музейных экспонатов макеты можно потрогать.
Фото: pushkinmuseum.art
В инклюзивном музее придумывают специальные программы не только для людей с инвалидностью, но для любых социальных групп, исключенных из пространства музея, — например, для подростков, которые в музее никогда не были
Фото: pushkinmuseum.art