Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова был основан в 1932 году. 29 января с конвейера автозавода сошел первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА — знаменитая «полуторка». В военные годы предприятие было полностью переориентировано на выпуск военной техники. После завод вернулся к выпуску легковых автомобилей, а затем и грузовиков. История предприятия — в фотогалерее «Ъ-Приволжье».
Сегодня понятие "Автозавод" в Нижнем Новгороде означает не только предприятие, но и целый район, выросший вокруг него -- город в городе
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Всего каких-то 100 лет назад на этом месте была скромная деревня Монастырка
Фото: архив Горьковского автозавода
Все началось 31 мая 1929 года, когда между ВСНХ СССР и американской компанией Ford Motor было подписано соглашение о технической помощи по организации массового производства автомобилей. На снимке слева направо: Зампред ВСНХ Валерий Межлаук, Генри Форд и президент "Амторга" Саул Брон
Фото: архив Горьковского автозавода
Уже 2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода им. В.М. Молотова, и одна из самых масштабных советских строек началась
Фото: архив Горьковского автозавода
Несмотря на то, что многие важнейшие цеха достраивались значительно позднее главного конвейера, 1 января 1932 года автозавод сумел вступить в строй
Фото: архив Горьковского автозавода
29 января 1932 года с конвейера сошла первая "полуторка" – грузовик НАЗ-АА, основой для которого стал уже испытанный за океаном Форд-АА
Фото: архив Горьковского автозавода
В декабре того же 1932 года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым пятиместным кузовом типа «фаэтон»
Фото: архив Горьковского автозавода
По мере развития завода горьковчане начали постепенно отходить от прямого копирования американских образцов. Так появилась знаменитая "Эмка", и ее спортивная версия: первый в СССР промышленно собранный гоночный ГАЗ ГЛ-1, которую заводские испытатели смогли разогнать до рекордных в те годы 147 км/ч
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Война разрушила все планы и радужные перспективы автозаводцев, заставив полностью переключиться на выпуск военной продукции. На снимке секретарь парткома ГАЗ Маркин выступает на заводском митинге 22 июня 1941 года
Фото: архив Горьковского автозавода
За годы Великой Отечественной войны на Горьковском автозаводе было выпущено более 9000 бронеавтомобилей
Фото: архив Горьковского автозавода
Инженеры ГАЗ внесли немалый вклад в повышение обороноспособности страны. Главный конструктор Андрей Липгарт (слева) и инженер Николай Астров (справа) серьезно усовершенствовали танк Т-60, выпускавшийся на ГАЗе
Всего заводом за годы войны выпущено более 12000 танков и более 9000 самоходок. На снимке танки Т-60 выезжают из заводского цеха
Война еще не успела закончиться, а заводчане уже грезили "Победой". Этот автомобиль прочно ассоциируется с началом новой эпохи. Он получил первый в мире легковой кузов "понтонной" конструкции, без выступающих передних крыльев
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
С первых лет Горьковский (тогда еще Нижегородский) автозавод носил имя Вячеслава Молотова. В 1949 году заводское название воплотилось в один из лучших за всю историю советского автопрома представительский автомобиль ГАЗ-12 "ЗиМ"
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Впервые знаменитый олень появился на капоте "Волги" ГАЗ-21 в 1956 году. Правда, этот красивый символ перестали устанавливать уже после 1962 года по соображениям травмобезопасности
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
"Двадцать первая Волга" считается самым знаменитым автомобилем Горьковского автозавода. Она появилась в годы, когда личный автомобиль перестал быть привилегией избранных. В июле 2016 года несколько восстановленных "Волг" проехались по изменившимся цехам, где когда-то были собраны
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В отличие от "Волги" и "ЗиМа", "Чайка" ГАЗ-13 оставалась несбыточной мечтой частника. Эта машина использовалась только государством для перевозки высших чиновников
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Единственная машина, способная поспорить с "Волгой" о своем влиянии на жизнь наших сограждан, это "ГАЗель". До ее выпуска в СССР не существовало ни одного типа малотоннажного грузовика, так необходимого малому бизнесу. А микроавтобусы этой марки просто спасли нижегородцев и остальных россиян от давки в общественном транспорте, став первыми такси "Автолайн"
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Со временем ГАЗель стала основой для целого семейства грузовичков и минивэнов. В сентябре 1998 года с конвейера сошел первый "Соболь" с укороченной базой и более комфортным салоном
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Современное предприятие неизбежно интегрируется в международную систему автопрома. Горьковский автозавод не стал исключением, запустив в 2013 году сборку микроавтобусов "Мерседес-Спринтер". На снимке глава подразделения Mercedes-Benz Vans Морнинвег Фолькер устанавливает звезду на капот новой продукции ГАЗ. Сейчас автомобиль не выпускается
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Сегодня трудно представить Горьковский автозавод без легковых автомобилей. Не так давно они считались лучшими в стране, и кольцевые гонки в классе "Волга" ежегодно проводились автозаводом. В феврале 1999 года они состоялись на нижегородском ипподроме
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Последней по настоящему массовой легковой моделью стала "Волга" ГАЗ-3110, сошедшая с конвейера 22 мая 1997 года. К сожалению, от иностранных аналогов машина уже сильно отставала, сменив только внешний дизайн
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Попытки кардинально улучшить конструкцию и получить современный легковой автомобиль оканчивались неудачей. Эта "Волга" ГАЗ-3111, которую специалисты готовят к показу на московском Моторшоу, так и не пошла в крупносерийное производство
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
"Волга Сайбер" стала лебединой песней легкового департамента УКЭР ГАЗ. Созданная на основе купленной в США платформы Chrysler Sebring, на российских дорогах эта машина не прижилась. За два года было выпущено всего несколько небольших партий, постепенно вышедших из эксплуатации
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Сейчас на площадке Горьковского автозавода кроме собственных грузовиков собираются и легковые иномарки
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Сегодня конвейеры ГАЗа роботизированы. Так выглядит современное сварочное производство
Предприятие экспортирует машины в 50 стран. Такие ГАЗоны ездят в горных районах Перу и Боливии
Последнее поколение ГАЗель NN выпущено к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода, и несмотря на внешнее сходство, кардинально отличается от машин, впервые покинувших завод в 1994 году
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын