Авиационный завод №21 официально открыли в Нижнем Новгороде 1 февраля 1932 года. Предприятие было сразу же засекречено. Первым самолетом завода стал истребитель-биплан И-5. С 1940 года по руководством легендарного конструктора Семена Лавочкина предприятие внедрило в производство истребители ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. Теперь «Сокол» занимается модернизацией и ремонтом самолетов МиГ-31 и МиГ-29УБ. Как развивалось предприятие — в фотогалерее «Ъ-Приволжье».
Наш регион сыграл далеко не последнюю роль в развитии отечественной авиации, и завод "Сокол" по праву занимает достойное место в ряду нижегородских авиационных достопримечательностей
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Начав работать 1 февраля 1932 года, завод выпускал только бипланы И-3, Р-5 и К-5. В те годы отсутствие второй пары крыльев воспринималось даже самыми смелыми конструкторами, как полное отсутствие аэродинамических поверхностей
Фото: Коммерсантъ / РГАКФД / Росинформ
Одной из самых знаменитых машин Горьковского авиазавода вскоре стал моноплан И-16, ласково прозванный летчиками "Ишачок". Первый полет на новом истребителе выполнил 30 декабря 1933 года Валерий Чкалов
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Тревожная обстановка в Европе вынуждала начать выпуск "Ишаков" сотнями и тысячами экземпляров. Так заработал в полную силу заводской конвейер
Наладка поточного производства крыльев вскоре очень пригодилась для массового выпуска истребителей
К началу войны основным самолетом завода стал ЛаГГ-3, совместно спроектированный Лавочкиным, Гудковым и Гуревичем. Он заменил успевший устареть И-16
Большим преимуществом ЛаГГов была экономия дефицитного металла, потому что его фюзеляж почти целиком собирался из негорючей дельта-древесины
Однако мотор тяжелой горьковской машины был слишком слаб, не позволяя сражаться на равных с новейшими "Мессершмиттами" Bf-109F, появившимися на вооружении Люфтваффе перед самой войной
Фото: Коммерсантъ / РГАКФД / Росинформ
Выход был найден конструктором Семеном Лавочкиным (на снимке второй слева). Он предложил установить на ЛаГГ вместо рядного М-105 значительно более мощный радиальный двигатель М-82. Несмотря на заметно "располневший" нос, новая машина с индексом Ла-5 резко улучшила свои летные характеристики
Любители авиации хорошо знакомы с историей, как горьковский авиазавод едва не перешел от интеллигентного Лавочкина к вхожему в высокие кабинеты Яковлеву. Ла-5, доведенный специалистами прямо в цехах, спас положение
Успех новой "Лавки", как прозвали Ла-5 пилоты, вдохновил конструкторов на дальнейшие усовершенствования. Вместо карбюраторного М-82 самолет получил новейший мотор с непосредственным впрыском, как у немецких "Мессеров". Более "шустрый" и скороподъемный Ла-5ФН уже не глох при выполнении "горки", как остальные советские самолеты
Успех "Лавок" нашего авиазавода был многократно подтвержден Иваном Кожедубом, предпочитавшим эту машину всем другим истребителям. Один из самых результативных асов авиации Союзников, Кожедуб одержал в воздухе 64 победы. На снимке он стоит в центре рядом с генеральным конструктором
Уже к концу войны винт ВИШ-105, выпускавшийся для завода №21 в Павлово, и предназначенный для Ла-5, безнадежно устарел
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Как у Союзников, так и у стран Оси к 1944 году появились реактивные самолеты, заставившие после войны быстро отказаться от винтов и всех сопутствующих механизмов в боевых самолетах
К сожалению, все созданные в КБ Лавочкина реактивные самолеты оказались неудачными. Первой успешной машиной, выпущенной на 21-м заводе, стал МиГ-15, получивший боевое крещение в Корее, где ему пришлось воевать с американскими "Сейбрами"
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Так на горьковском авиазаводе получило прописку конструкторское бюро Микояна и Гуревича, остающееся главным заказчиком и по сей день
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Следующей реактивной машиной стал МиГ-17, впервые в СССР способный достичь скорости звука
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Однако, дольше всех на вооружении простоял следующий МиГ-21, который смог преодолеть двухкратный звуковой барьер. В 2004 году один из образцов самолета завод "Сокол" предоставил для праздника выпускников нижегородских школ, отбуксировав ранним утром со всеми предосторожностями прямо до кремля
Фото: Коммерсантъ / Николай Цыганов
Перехватчик МиГ-31 до сих пор служит в российских ВКС. Завод "Сокол" запустил программу модернизации самолета, заменяя его радиоэлектронное оборудование на новейшее
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В 1994 году завод прошел процесс приватизации и долгое время оставался без военных заказов
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В 1995 году свой первый полет совершил самолет "Гжель" М-101Т. Пятиместный салон машины позволял совершать частные и коммерческие перелеты на расстония до 1000 километров. Предприниматели вынашивали планы использования "Гжели" в качестве авиатакси, но после постройки всего 26 экземпляров производство было прекращено
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Еще одной перспективной разработкой стал учебно-боевой Як-130, призванный заменить устаревший чехословацкий L-39. Уже в 2008 году Нижегородский авиазавод начал выпускать опытные образцы
Фото: Коммерсантъ / Николай Цыганов
Сегодня цеха "Сокола" заметно оживились, получая обильные оборонные заказы
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Не останавливаются и опытно-конструкторские работы, вселяя надежду на дальнейшее развитие производства
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын