Счетчики в лондонских такси и полный запрет на использование автомобилей в одной из канадских провинций, чудовищный пожар в автомобильном туннеле под Монбланом и первая гонка Mille Miglia, дни рождения Айртона Сенны и Дэвида Култхарда — эти и другие события, которыми запомнилась неделя с 21 по 27 марта — в галерее «Автопилота».
21 марта 1960 года родился бразильский автогонщик Айртон Сенна. За свою десятилетнюю карьеру в Формуле 1 бразилец выступал за четыре разные команды, при этом шесть лет он отдал McLaren, где его вспоминают как гонщика, «чье великолепие завораживало и чье безмерное сострадание и доброта противоречили его безжалостности в пылу битвы». Жизнь Сенны трагически оборвалась на Гран-при Сан-Марино 1994 года, ему было всего 34 года, но все же за свою яркую карьеру он успел одержать 41 победу, завоевал 65 поул-позиций, 80 подиумов и трижды становился чемпионом мира. На фото — Айртон Сенна после победы на трассе Донингтон, где в 1993 году был проведен Гран-при Европы.
Фото: McLaren
22 марта 1907 года в Лондоне появились первые такси со счетчиками расчета стоимости проезда. Тариф — 8 пенсов за милю. На фото — стоянка моторного такси в Найтсбридже, 1907 год.
Фото: London Transport Museum
23 марта 1921 года родился британский гонщик Дональд Кэмпбелл. Сын известного британского автогонщика Малкольма Кэмпбелла, который впервые побил рекорд наземной скорости для автомобиля, разогнавшись в 1924 году до 235,22 км/ч. Дональд Кэмпбелл — первый и до сих пор единственный человек, который установил рекорды скорости на суше и на воде в одном году. Это произошло в 1964 году в Австралии. 17 июля он достиг нового рекорд скорости на суше, разогнавшись на автомобиле Bluebird CN7 (на фото) до 403,10 миль в час (648,73 км/ч), 31 декабря — на воде, достигнув скорости в 276,33 миль в час (444,71 км/ч).
Фото: архив журнала Wheels, Австралия
24 марта 1898 года был продан первый бензиновый автомобиль американского производства. Это был автомобиль компании Winton Motor Carriage, основанной всего лишь годом ранее в Кливленде. Покупателем был некто Роберт Эллисон из Порт-Карбона. Узнал он о продаже машины, увидев рекламу в журнале Scientific American. На фото — новенький Winton стоит на грязной дороге рядом с заводом Winton, 1899 год.
Фото: Музей авиации и автомобилестроения города Крофорд
24 марта 1999 года в 10:46 в Монбланский тоннель со стороны Франции въехал 40-тонный грузовик, груженый 9 тоннами маргарина и 12 тоннами муки. Когда водитель заметил дым из-под кабины, он решил продолжить движение в надежде успеть выехать из тоннеля на итальянской стороне. Но это ему не удалось. Когда огонь охватил кабину, он остановился фактически посредине туннеля, не смог потушить пожар и побежал в сторону итальянского въезда. Протяженность Монбланского туннеля — 11,6 км, а ширина — всего 6,4 м. Трафик в тот день был слишком плотным, из-за стремительного задымления сразу начался полный хаос и лишь нескольким машинам удалось выехать из туннеля. Попытки прорваться к эпицентру пожара на больших пожарных грузовиках оказалось неудачными. Пожар длился 53 часа, еще пять дней ушло на то, чтобы охладить тоннель и наконец-то начать спасательные и ремонтные операции. И итоге в трагедии под Монбланом погибли 39 человек, было повреждено около 1 200 метров тоннеля, уничтожены аварийные убежища, расплавлен асфальт и облицовка сводов. Сгорели 2 пожарные машины, 23 грузовика, 10 легковушек и один мотоцикл. Дорогу под Монбланом закрыли на три года, а на реконструкцию тоннеля потратили 400 миллионов евро. На фото — туннель после открытия в 1965 году.
Фото: GEIE-TMB
25 марта 1930 года родился американский автомобильный дизайнер Ларри Шинода. В молодости строил хот-роды и дрэгстеры. Работал дизайнером в GM и Ford. В частности, создал окончательный облик 1963 Corvette Sting Ray (на фото). Позже открыл собственную дизайн-студию, среди заказчиков которой были GM, Ford и ныне забытая всеми корпорация AMC.
Фото: GM
17
26 марта 1908 года на острове Принца Эдуарда, являющемся также и отдельной провинцией на востоке Канады, было запрещено использование автомобилей. Общее число машин на острове тогда составляло семь штук, в то время как 103 259 жителей в качестве транспортных средств использовали лошадей — их на острове было более тридцати тысяч. Несмотря на малочисленность автомобилей, население было настолько ими напугано, что люди боялись ездить в город в базарные дни, опасаясь упасть с лошади, которая испугается автомобиля, и получить увечье. Более того, резко упала посещаемость церкви, люди перестали навещать друг друга. Запрет сняли только в 1919 году. На фото: реклама McLaughlin, одного из первых канадских производителей автомобилей, до этого выпускающего экипажи.
Фото: oldcarscanada.com
19
26 марта 1927 года стартовала первая гонка Mille Miglia. Маршрут был выбран от Брешии до Рима и обратно, что составило 1600 км или 1000 миль, что и дало название гонке — с итальянского Mille Miglia переводится как «Тысяча миль». В гонке приняли участие 77 экипажей, и все они были итальянскими. А победители, оказавшиеся на пьедестале, выступали на одинаковых автомобилях местной марки Officine Meccaniche. На фото — победители гонки Фердинандо Минойя и Джузеппе Моранди на автомобиле OM Tipo 665 Sport проезжают перевал Пассо делла Ратикоза.
Фото: Wikimedia
27 марта 1863 года родился британский инженер и предприниматель Сэр Фредрик Генри Ройс, один из основателей компании Rolls-Royce.
Фото: Rolls-Royce
27 марта 1971 года родился шотландский автогонщик Дэвид Култхард, участник чемпионатов Формулы 1 с 1994 по 2008 годы. Выступал за команды Williams, McLaren и Red Bull. Ни разу не выигрывал чемпионат, но при этом занимает двенадцатое место за всю историю Формулы 1 по количеству набранных за карьеру очков.
Фото: Red Bull Racing