Те, кто застал СССР, конечно же помнят, что для праздничных шествий, особенно приуроченных к Первомаю, нужно было не только нарядно одеться и запастись хорошим настроением.
Фото: Из архива «Автопилота»
«Лампочка Ильича», изба, балалайка, серп с молотом и прочие атрибуты агитационных транспортных средств общественного движения «Смычка города и деревни». 20-е годы.
Фото: Из архива «Автопилота»
Американский ученый Уильям Осгуд Филд сделал это фото 1 мая 1931 года в Москве. Грузовик итальянской марки SPA на переднем плане везет в кузове пролетария, бьющего кувалдой по голове непонятного существа, похожего на утку в цилиндре. Любопытно, что персонаж комиксов, а после и диснеевских мультфильмов, Скрудж Макдак появится сильно позже — в 1947 году.
Фото: Уильям Осгуд Филд
50-е годы. Первомайская демонстрация в Венгрии. Угрожающая фигура В.И. Ленина в кузове довоенного грузовика, марку которого нам определить не удалось, недвусмысленно намекает на то, что коммунизм должен со временем победить на всей планете.
Фото: Сообщество «Общая тетрадь»
1952 год. ГАЗ-51 на демонстрации в городе Выкса Горьковской области — одном из крупнейших центров металлургии в СССР.
Фото: Сообщество «Моя Выкса»
Праздничное шествие на улице Минина в городе Горьком 7 ноября 1958 года. Транспарант Машиностроительного факультета Политехнического института им. А.А. Жданова доверено везти автомобилю местного производства — ГАЗ-21 «Волга», причем еще экспериментальному, а не серийному образцу.
Фото: Сообщество «Фотографии прошлого»
Агитационный автомобиль на фоне памятника И.В. Сталину на площади 1905 года в Свердловске. Какое отношение к «борьбе за прочный мир» имеет экскаватор? Вероятно, то, что до экскаваторов на «Уралмашзаводе» производили танки Т-34. Под декорациями узнается грузовик ЗИС-5.
Фото: Сообщество «Екатеринбург+Свердловск»
Место и даты съемки неизвестны. Атомный ледокол «Ленин», макет которого водружен на мотоцикл с коляской, был спущен на воду в декабре 1957 года.
Фото: Сообщество «Фотострана»
1958 год. Мурманск. Ансамбль народного творчества в кузове грузовика ЗИС-150. Позади водительской кабины — портрет К.Е. Ворошилова.
Фото: Из архива «Автопилота»
1 мая 1960 года. Город Шталинштадт в ГДР, у которого спустя год отнимут имя Генералиссимуса и переименуют в Эйзенхюттенштадт. Скелет в кузове грузовика ЗИС-150 символизирует жертву ядерной войны, которую развязали конечно же «наши западные партнеры». Что подтверждает транспарант на борту, призывающий к борьбе против «западногерманского милитаризма».
Фото: Сообщество «История и современность»
Первомай 1961 года на Красной площади в Курске. Портрет Ю.А. Гагарина закреплен на довольно редком образце техники — чехословацкой аэродромной лебедке для запуска планеров.
Фото: Сообщество «Наш остров»
1 мая 1963 года в Саратове. Любопытна реакция участников шествия на то, как один из них вошел в одухотворенный образ «строителя коммунизма», забравшись в кузов грузового мотороллера «Тула».
Фото: Из архива «Автопилота»
Ехать в такой автоколонне среди толпы взрослых — это ли не вершина счастья для ребенка! Даже когда ты подрос и вынужден сидеть не в кресле, а «на багажнике». Такие педальные машины Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК) начал выпускать в 1960 году. Но внешне модель напоминала не «Москвич», а американский Studebaker.
Фото: Из архива «Автопилота»
Для демонстрации 7 ноября 1965 года омские железнодорожники выбрали транспортное средство, как сказали бы сегодня, «с нулевым углеродным следом» - велосипед. На него водружен макет не менее дружелюбного к окружающей среде локомотива — электровоза ВЛ-23.
Фото: Музей омских железнодорожников
Демонстрация в защиту Вьетнама, воюющего с США — довольно распространенный сюжет в 60-е. Но на фото будто сюжет из басни «Слон и Моська». Полная снаряженная масса карьерного самосвала БелАЗ-540 составляла 48 тонн. Тот же показатель «горбатого» ЗАЗ-965 в 74 раза меньше.
Фото: Сообщество «Фотострана»
7 ноября 1967 года — полувековой юбилей Октября. Революционных солдат и матросов изображают актеры Украинского музыкально-драматического театра г. Херсон. Автомобиль — трехосный полноприводный ЗИЛ-151. Слово «декрет» написано с ошибкой: вторая буква должна быть обычная Е.
Фото: Сообщество «Старый Херсон»
1968 год. Первомайская демонстрация в подмосковной Шатуре. Во главе колонны мебельного комбината — электрическая тележка болгарского производства, для перевозки детей конечно же не приспособленная.
Фото: Олег Шуров
1 мая 1969 года. На улице Пушкина в подмосковном Серпухове формируется колонна работников «ВНИИМотопрома». Предприятие разрабатывало и выпускало малокубатурные двигатели, что и отражено на инсталляции, закрепленной на мотоцикле с коляской.
Фото: Сообщество «Фотографии прошлого»
Котлас. 7 ноября 1974 года. В авангарде колонны демонстрантов — автолесовоз Т-130, выпущенный на Соломбальском машиностроительном заводе в Архангельске. «Котласлаг» перестал существовать в 1953 году, но лесозаготовка и деревообработка и по сей день профильные для региона отрасли.
Фото: Котласский краеведческий музей
Середина 70-х. Живые куры в инсталляции птицефабрики «Центральная» г. Владивосток. Инсталляция сооружена в кузове грузовика ГАЗ-52 или ГАЗ-53. Надеемся, как пишут в титрах «в процессе демонстрации ни одна птица не пострадала».
Фото: Из архива «Автопилота»
70-е годы. Первомайская демонстрация в городе Самарканд Узбекской ССР. Автомобили — УАЗ-469.
Фото: Сообщество «Фотографии прошлого»
1975 год. Первомайская демонстрация в городе Кирово-Чепецк. Впереди колонны — задрапированный УАЗ-452Д, прозванный в народе «Головастиком».
Фото: Кирово-Чепецкий портал
Первомайская демонстрация середины 70-х на Комсомольской набережной в Риге. Микроавтобус RAF-980 местного производства везет на крыше макет самолета Ил-18, выпускавшегося в Москве.
Фото: Фотоблог Майка Моторова
Первомай 1981 года в Тольятти. На снимке — члены Спортивнотехнического клуба ВАЗа.
Фото: Сообщество «Фотоцентра»