После ухода с российского рынка многих иностранных марок в новостях неожиданно замелькали имена из советского прошлого: возрождается «Москвич», планируется реинкарнация «Волги» с «Победой» и даже упоминается «Запорожец». Очевидно, они должны в какой-то мере компенсировать недавние потери, а может, и стать основными марками на российских дорогах, как когда-то на советских.
Лимузин ЗИС-101 на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где он экспонировался вместе с седаном ГАЗ-М1, — это были две единственные на тот момент советские легковые модели. Автомобили из СССР в Париже приняли без особой радости, особенно русские эмигранты. Газета «Возрождение» написала тогда: «Два автомобиля, выставленные в советском павильоне, не представляют сами по себе никакого технического интереса, являясь копиями "Форда" устаревшей уже модели: нет независимой подвески колес и прочего». Упомянула газета даже про «гайки, затянутые как попало с болтающимися кое-где шайбами»
Фото: ГАРФ
На Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года СССР решил блеснуть лимузином ЗИС-101А и фаэтоном ЗИС-102. Несмотря на то что обе модели считались новинками совавтопрома, в Америке они уже не представляли интереса, поскольку смахивали на Buick трехлетней давности. Модельный ряд каждой американской фирмы тогда обновлялся ежегодно, поэтому лимузин с фаэтоном выглядели откровенным старьем. Кстати, фаэтон после окончания работы выставки остался в Америке и работал в советском консульстве в Лос-Анджелесе
Фото: ГАРФ
Посетители Международной ярмарки в Праге облепили правительственный лимузин ЗИС-110 — флагман советского автопрома, ставший первой серийной послевоенной моделью в СССР. Ярмарка прошла в столице Чехословакии в 1946 году. В первые послевоенные годы СССР показывал свои машины преимущественно в странах социалистического лагеря, а также дружественных государствах
Фото: РГАЭ
Фото: Денис Токмаков
ЗИС-110 на выставке в Хельсинки, прошедшей с 25 августа по 4 сентября 1946 года. Слева от портрета Сталина — портрет Молотова, которого финны хорошо помнили по советско-финской войне 1939–1940 годов и даже сделали героем патриотической песни «Njet, Molotoff». Справа — Жданов, возглавлявший в 1946 году Союзную контрольную комиссию в Финляндии
Фото: РГАЭ
1955 год, выставка в Загребе — столице Народной Республики Хорватия, входившей тогда в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия. На площадке с автомобилями справа налево: ЗИМ, ЗИС-110, ГАЗ-69А, ГАЗ-51, ЗИС-150 и автокран на шасси МАЗ-200
Фото: РГАЭ
Посетители в военной форме изучают автомобиль представительского класса ЗИМ на выставке в Карачи — столице и главном портовом городе Пакистана. В 1955 году, когда проходила выставка, отношения Советского Союза с Пакистаном были хорошими, но охладели три года спустя после военного переворота, поддержанного Америкой
Фото: РГАЭ
Выставка в Лейпциге, 1955 год. На фоне мавзолея — почти полный легковой модельный ряд СССР: ГАЗ-М20 «Победа», ЗИМ и ЗИС-110. Не хватает только «Москвича», но с этой копией немецкого Opel Kadett образца 1938 года советская сторона, пусть даже и в ГДР, решила не срамиться
Фото: РГАЭ
Советские грузовики тоже шли на экспорт. Автокран К51 на шасси МАЗ-200 и самосвал МАЗ-205 на Международной ярмарке в Пловдиве — втором по величине городе Болгарии после Софии. Самосвал в выставочном исполнении — с фигуркой зубра на капоте и хромированным декором. Ярмарка прошла с 4 по 20 сентября 1955 года
Фото: РГАЭ
Открытая площадка с советскими автомобилями на выставке в Кабуле в 1956 году. Слева направо: крупнотоннажные грузовики ЯАЗ-210 и МАЗ-200, самосвал МАЗ-205, цистерна на шасси ЗИС-150, внедорожник ГАЗ-69А, прицеп ГАЗ-704 и еще один внедорожник ГАЗ-69, у которого видна только задняя часть кузова
Фото: РГАЭ
Китай, 1956 год. Выставка достижений советского экономического и культурного строительства в городе Ухань. До того, как город прославится своей лабораторией и коронавирусом, еще долгих 63 года, а пока радостный китаец примеривается к «Москвичу» модели 402 — последней модели Московского завода малолитражных автомобилей
Фото: РГАЭ
Снова Международная ярмарка в Лейпциге, но уже 1956 год. Посетители рассматривают внедорожник ГАЗ-69. Если светлый цвет еще встречался на серийных «шестьдесят девятых», то хромированные ободки фар — явно украшение для выставки. Обычно вместо хрома была краска, но выставочные и экспортные автомобили в СССР всегда старались сделать лучше, чем для внутреннего рынка
Фото: РГАЭ
Выставка в Загребе в 1956 году. В некоторых социалистических странах СССР выставлялся ежегодно, в то время как в капиталистических — от случая к случаю. На стенде — представительский ЗИМ в двухцветной окраске, а позади него виден «Москвич-402»
Фото: РГАЭ
Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе. Советский Союз оказался чуть ли не единственным участником, демонстрировавшим автомобили: обычно на Всемирных выставках страны показывают то, чего в мире еще не было, а легковые машины к середине ХХ века уже никого не удивляли. Тем не менее лимузин ЗИЛ-111 вызывал интерес у посетителей. Позади автомобиля видны графики добычи советской нефти в сравнении с показателями 1913 года
Фото: РГАКФД
ЗИЛ-118 «Юность» на выставке в Осло в 1965 году. Стильный и комфортабельный автобус был создан в 1961 году на базе лимузина ЗИЛ-111 и поштучно собирался до девяностых годов. Иностранцам нравился ЗИЛ-118, а посетивший СССР автомобильный магнат Генри Форд II даже хотел купить лицензию на его производство, но что-то у него или у СССР не получилось
Фото: ГАРФ
Фото: Денис Токмаков
В 1967 году пять советских автобусов (ЗИЛ-118 «Юность», ЛАЗ-Украина, два ЛАЗ-699А и ПАЗ-665Т) приняли участие в XVIII Международном конкурсе автобусов в Ницце и XV Международном туристическом ралли. Для СССР это был настоящий успех. Больше всего наград получил автобус ЗИЛ-118: Гран-при Президента Республики и вымпел инициативного туристического комитета Ниццы — на ралли и Гран-при за лучшие результаты в технических испытаниях — на конкурсе. Остальные автобусы получили кубки
Фото: ГАРФ
«Москвичи» в Загребе в 1967 году. Значительную часть своей продукции Московский завод малолитражных автомобилей, переименованный в 1968 году в АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, поставлял на экспорт, зарабатывая для страны драгоценную валюту. Позади видны грузовики марки ЗИЛ
Фото: ГАРФ
1967 год. Фургон «Москвич-433» в бразильском Сан-Паулу — самом густонаселенном городе страны. Автомобиль, кстати, редкий — за предыдущий год сделали всего 600 штук. Слева в кадре виден внедорожник ГАЗ-69А
Фото: ГАРФ
Фото: Денис Токмаков
ЗАЗ-966В «Запорожец» на брюссельском автосалоне 1968 года. Чтобы не заставлять иностранцев выговаривать это труднопроизносимое название, его заменили на более короткое и простое Yalta. Это было не единственное отличие: тарахтящий «воздушник» заменили на двигатель от Renault водяного охлаждения объемом один литр. Но серийным такой вариант так и не стал. На заднем плане виден «Москвич-408»
Фото: РГАКФД
«Москвич-427» на автосалоне в Лондоне в 1971 году. Вылезающая из багажника девушка — британская актриса Джули Десмонд, ставшая знаменитой в том же 1971 году после выхода сериала «Казанова», где она сыграла проститутку. Очевидно, что другого способа для привлечения внимания к «Москвичу» местный импортер советских машин не придумал
Фото: ГАРФ
Автосалон 1977 года в Белграде. Центральное место занимает тогдашняя новинка — ВАЗ-2106. Также югославам предлагаются Иж-2125 «Комби», ВАЗ-2103, ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-24-02 с кузовом универсал, «Москвич-2140», «Москвич-2137» и ВАЗ-21011. Почти все автомобили — модификации старых моделей, выпускавшихся уже много лет
Фото: РГАКФД