Поход итальянских фашистов на Рим, в результате которого пришел к власти Бенито Муссолини, состоялся 100 лет назад, 27–30 октября 1922 года. Что произошло с Италией, итальянским фашизмом и Муссолини позднее — хорошо известно. А что тогда об этом думали, что могли узнать из газет о фашистской идеологии, фашистском движении в Италии и его лидере Бенито Муссолини простые жители Советской России и западных стран?
«В то время, когда фашизм находится на гребне волны, невозможно преувеличить то, какой политической властью обладает Муссолини, как далеко простирается его влияние на происходящие в настоящее время в его родной Италии события». (The Observer, 29 октября 1922 года)
Фото: AP
«Ответ Муссолини Савинкову сводился к следующему. Фашисты относятся непримиримо враждебно к большевикам только тогда, когда они переносят свою деятельность в Италию. Вот почему он, Муссолини, готов предложить Савинкову сотрудничество только в Италии или в странах, где непосредственно затрагиваются итальянские интересы». («Известия», 21 марта 1922 года)
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Можно не сомневаться, что по мере роста коммунистического движения в Италия – а это неизбежно, это фатально – будет появляться все больше рабочих и интеллигентов, отряхающих фашистский прах от ног, проклинающих Муссолини, разоблачающих мерзость его заговоров и убийств» (Лев Троцкий, «Предательство и революционный долг», «Правда», 18 июня 1922 года)
Фото: Topical Press Agency / Getty Images
«Кровавые уличные бои между фашистами и рабочими шли вчера весь день во многих итальянских городах… На улицах Пармы рабочие вырыли траншеи и построили баррикады».
(Daily Herald, 7 августа 1922 года)
Фото: Автор неизвестен
«Луиджи Факта, ставленник Джолитти… Факта не только не обладает той крупицей государственного ума, которая все же необходима буржуазному министру, но еще является игрушкой в руках своих же коллег, четверо из которых принадлежат к народной партии». (Альфонс Леонетти, «В Италии», «Известия», 24 марта 1922 года)
Фото: Topical Press Agency / Hulton Archive / Getty Images
Театр Сан Карло в Неаполе. Место проведения съезда НФП, на котором Муссолини выдвинул ультиматум правительству и пригрозил, что в случае отказа чернорубашечники пойдут походом на Рим
Фото: Hulton Archive / Getty Images
«Фашисты как армия не производят особого впечатления» (Уилбур Форест, «Призраки древней империи восстают, когда фашисты идут на Рим», New-York Tribune, 31 октября 1922 года)
Фото: L'Illustrazione Italiana
Муссолини с квадрумвирами, лидерами похода на Рим (на фото слева направо – Итало Бальбо, Эмилио Де Боно, Бенито Муссолини, Чезаре Мария Де Векки, Микеле Бьянки)
Фото: ullstein bild / ullstein bild / Getty Images
«Муссолини также был принят на аудиенции королем, и, таким образом, монарший «ореол» показывает политическую физиономию этого предводителя разбойничьих банд, превративших всю Италию в поле брани». (Умберто Террачини, «Министерский кризис в Италии», «Правда», 10 августа 1922 года)
Фото: Archivio Cicconi / Getty Images
«Сегодняшнее триумфальное вступление фашистских войск в Рим стало апофеозом бескровной революции… Во всех окнах были видны ликующие римляне». (Associated Press, 31 октября 1922 года)
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images
Здание Выставочного Дворца в Риме. В 1932 году в нем была открыта Выставка фашистской революции, которую посетило 4 млн человек
Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images
Обелиск перед Олимпийским стадионом в Риме (бывшим Форумом Муссолини). Возведен в 1932 году, к 10-летию похода на Рим
Фото: Andrew Medichini / AP