15 декабря 1832 года родился Гюстав Эйфель, создавший главный символ Франции и одно из самых узнаваемых сооружений мира — Эйфелеву башню в Париже. Будучи руководителем собственной инженерной компании, он отличался новаторским подходом к строительству стальных конструкций. Француз приложил руку более чем к 200 проектам, в том числе мостам, вокзалам и статуе Свободы. Работы Эйфеля — в фотогалерее «Ъ».
Железнодорожный мост в Бордо (Франция) через реку Гаронну длиной около 500 м возводился с 1858 по 1860 год. Спустя несколько лет после открытия к нему была пристроена пешеходная часть. Является первым крупным проектом Гюстава Эйфеля. Давно закрыт и находится в аварийном состоянии, в 2008 году едва не был снесен. В 2010-м признан памятником истории местного значения
Фото: Langladure / Wikimedia
Виадук Руза возвышается над одноименным населенным пунктом во Франции и пересекает реку Сиуль. Проект моста стал одним из первых заказов только что созданной Гюставом Эйфелем компании Eiffel et Cie. Был построен в 1869 году как часть железнодорожной линии Коммантри—Ганна. Его высота — 60 м, длина — 180,5 м
Фото: Jean-Gabriel Seruzier / Gamma-Rapho / Getty Images
По проекту Эйфеля в 1875 году создан центральный холл парижского лицея Карно. В зале из металлоконструкций площадью 2,4 тыс. кв. м, над которым возвышается стеклянная крыша, проводятся торжественные и спортивные мероприятия. Также он служит игровой площадкой для учеников
Фото: Jhorchler / Wikimedia
Западный железнодорожный вокзал Ньюгати в Будапеште (Венгрия), открытый в октябре 1877 года, проектировала Eiffel et Cie под руководством самого Эйфеля. Терминал, больше похожий на дворец, сразу стал местом притяжения. Многие специально приезжали в венгерскую столицу, чтобы полюбоваться на новаторскую конструкцию. Является действующим транспортным узлом, ежегодно обслуживает около 18 млн пассажиров
Фото: Eye Ubiquitous / Universal Images Group / Getty Images
Мост Марии Пии между португальскими городами Порту и Вила-Нова-ди-Гая, соединяющий железную дорогу Лиссабон—Порту, возведен в 1877 году. Проект компании Эйфеля стал победителем конкурса на его строительство за счет дешевизны. Глубокая и быстрая река Дуэро, которую пересекает мост, осложняла техническую составляющую проекта. Движение по нему прекращено в 1991 году
Фото: Bruno de Hogues / Gamma-Rapho / Getty Images
Железнодорожный мост выполняет роль погранперехода, соединяющего молдавский город Унгень и одноименную коммуну в Румынии. Он построен на месте старого путепровода: в 1877 году Эйфель реконструировал и перестроил сооружение, которое было почти полностью разрушено после разлива реки Прут
Фото: Andrei Anghelov / Wikimedia
В 1878 году Гюстав Эйфель спроектировал главный купол для обсерватории в Ницце (Франция). Его диаметр достигает 24 м, а вес составляет около 100 тонн. Купол вращается, поскольку установлен на основании, имитирующем поплавок
Фото: Observatory De La Cote D'azur
Двухуровневый мост Гюстава Эйфеля через реку Лима в португальском портовом городе Виана-ду-Каштелу сконструирован в 1878 году. По верхнему уровню проходила дорога для гужевого транспорта (в наши дни — автомобильная) и пешеходов, на нижнем — железнодорожные пути. Общая длина строения достигает 562 м
Фото: Jos Dielis / Flickr
Над ущельем Трюйер во Франции простирается железнодорожный виадук Гараби длиной 565 м и высотой 122 м. Его проект разработал инженер Леон Буайе, вдохновленный мостом Марии Пии в Португалии. Строительство было поручено Гюставу Эйфелю и его компании. Всего над мостом трудились около 400 рабочих. Введен в эксплуатацию в 1888 году и является частью железной дороги Безье—Клермон-Ферран
Фото: Celeda / Wikimedia
Эйфелева башня стала центральным экспонатом Всемирной парижской выставки в 1889 году. На ее возведение ушло два года. 300-метровая конструкция, созданная по проекту Густава Эйфеля на берегу Сены, превзошла самые высокие сооружения мира того времени в два раза. Правда, идея башни принадлежала не самому архитектору, а двум его сотрудникам — Морису Кехлену и Эмилю Нугье. В первые полгода после открытия на главный символ Франции пришли посмотреть более 2 млн человек
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Базилика Сан-Себастьян в Маниле (Филиппины), выполненная в неоготическом стиле, — единственная цельнометаллическая церковь в Азии. Изначально она была построена в 1621 году, однако с тех пор неоднократно горела и в конце концов разрушилась после серии землетрясений. В 1880-х годах местный священник обратился к испанскому архитектору Хенаро Паласиосу с просьбой возвести новую и устойчивую церковь. Считается, что металлический каркас здания сконструировал Эйфель. В 2006 году внесена в список национальных достопримечательностей Филиппин и находится под патронажем ЮНЕСКО
Фото: Museum Volkenkunde / Dutch Royal Library
По одной из версий, каркас двухэтажного особняка, спроектированный Эйфелем, был представлен на Всемирной парижской выставке в 1889 году. Перуанский магнат заинтересовался железным домом и купил его. По другой версии, конструкция была разработана Эйфелем под заказ. После ее доставили пароходом через Атлантический океан по частям в Икитос (Перу). Металлические листы и опоры несли через джунгли сотни человек. Но в итоге дом оказался непригодным для жилья: под солнцем он нагревался до высоких температур
Фото: Gysembergh Benoit / Paris Match / Getty Images
Паласио-де-Ферро или Железный дворец, расположенный в столице Анголы Луанде, почти полностью выполнен из металла. Доподлинно неизвестно, был ли проект здания изготовлен самим Эйфелем или одним из его учеников. Построенный во Франции в 1890-х особняк планировалось частями доставить на Мадагаскар, однако судно село на мель и было перехвачено португальскими колонистами
Фото: Eric Lafforgue / Art In All Of Us / Corbis / Getty Images
Пирс Конак в турецком городе Измир изначально использовался как портовый склад. Гюстав Эйфель поучаствовал в разработке проекта здания таможни, которое было возведено там в 1890 году. В 2003 году пирс был полностью реконструирован и переоборудован под торговый комплекс
Фото: Konak Pier
Здание центрального железнодорожного вокзала в Сантьяго (Чили) было спроектировано Гюставом Эйфелем в 1897 году и построено французской фирмой Schneider. Конструкция состоит из 990 тонн стальных балок. В 1983-м вокзал объявлен национальным памятником
Фото: Cuidro / Wikimedia
Мост над рекой Цемисцкали, связывающий грузинские населенные пункты Цагвери и Цеми, Гюставу Эйфелю заказала царская семья Романовых в рамках строительства железнодорожной линии Боржоми—Бакуриани. Комплектующие были привезены из Франции в Грузию в разобранном виде. Первый состав по этому маршруту прошел в январе 1902 года
Фото: Vladimer Shioshvili / Wikimedia
Центральная автобусная станция Ла-Паса (Боливия) изначально строилась как железнодорожная. Каркас здания возведен по проекту Эйфеля между 1913 и 1917 годами. В 1980-х из-за роста населения местные власти отдали терминал под автовокзал
Фото: Fellipe Cicconi / Flickr
Начиная с 1900 года Эйфель плотно занялся научной работой и погрузился в исследования в области аэродинамики. В 1908 году он построил первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912-м в окрестностях Парижа запустил еще одну — более современную. Инженер открыл явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел и усовершенствовал технику аэродинамического эксперимента
Фото: Aerodynamique Eiffel