В конце 1962 года в Берлине, тогда разделенном на две идеологические части, почти как Кореи сегодня, был задуман остроумный план побега с использованием автомобиля. Увы, тема не потеряла актуальности. И спустя шестьдесят лет людям в разных странах приходится бежать через границу, гадая до последнего, получится ли осуществить задуманное.
Фото: BMW
BMW Isetta относится к числу микроавтомобилей: длина – 2,3, ширина – 1,4 метра, масса – около 350 килограммов. В свое время купить машину можно было всего за 1,5–2 тысячи марок. Сегодня в Германии экземпляр модели в хорошем состоянии стоит от 25 тысяч евро. За восемь лет BMW произвела 161 тысячу «Изетт». К моменту прекращения выпуска, в 1962 году, массовый немецкий потребитель хотел чего-то большего
Фото: BMW
Выражение Antifaschistischer Schutzwall, что означает «Антифашистский оборонительный вал», использовалось в официальной риторике ГДР для обозначения Берлинской стены. Так власти социалистической страны явно давали понять, с какой стороны сооружения находятся силы добра, а с какой притаилось мировое зло
Фото: BMW
Клаус-Гюнтер Якоби родился в 1940 году в районе Панков, что в восточной части Берлина. На водительском удостоверении Якоби 27 лет. На соседней фотографии он же в возрасте 79 лет. В 2019 году, когда компания BMW сняла фильм про «Маленький побег» (о нем на следующем развороте), Клаус-Гюнтер работал гидом в Музее Берлинской стены. В частности, он мог многое рассказать посетителям про скрытые резервы «Изетты»: машина из музейной коллекции показана ниже
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
В 2019 году на YouTube при поддержке BMW Group вышел небольшой, чуть меньше четырех минут, художественный фильм «The Small Escape», посвященный «Изетте» в качестве автомобиля для побега. Обстановка Берлина 1960-х была воссоздана в Будапеште. За три года ролик набрал больше 23 миллионов просмотров
Фото: BMW
Отдельный вид удовольствия доставляет чтение комментариев русскоязычных пользователей интернета, обсуждающих побег Манфреда Костера. Одни замечают, что он «обычный дезертир». Другие – что восточные немцы теперь страшно жалеют о временах социализма с его бесплатной медициной и раздачей жилья. Третьи вообще удивляются, зачем надо было куда-то бежать из ГДР, где снабжение было намного лучше, чем в СССР, «я там служил, все видел»
Фото: BMW
На крыше «Изетты» имелся брезентовый люк. Его использовали для проветривания, однако главное назначение заключалось в другом. В машине с единственной фронтальной дверью, откидывавшейся вместе с рулевой колонкой, люк служил обязательным запасным выходом
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
Фото: BMW
Берлинская стена, отделявшая капиталистический Западный Берлин от социалистической ГДР, существовала с августа 1961 по ноябрь 1989 года. Разными способами – с помощью подкопов, наземных и воздушных транспортных средств – через нее бежали, строго в направлении с Востока на Запад, около пяти тысяч человек. Примерно 140 расстались с жизнью при попытке побега
Фото: ГА РФ