22 декабря в Пермском крае открылось движение по новому мосту через реку Чусовую. Проектирование объекта началось около 15 лет назад. Его стоимость за это время увеличилась, а сами работы сопровождались различными сложностями, которые выливались в том числе в судебные разбирательства. Как продвигался процесс строительства моста от разработки проекта до ввода в эксплуатацию — в фотогалерее «Ъ-Прикамье».
Разговоры о необходимости строительства нового моста через реку Чусовую начались еще в 2000-х годах, когда регион возглавлял Олег Чиркунов. Существовавший на тот момент двухполосный мостовой переход, открытый в 1996 году, перестал справляться с растущим потоком транспорта, и было решено возвести рядом его вторую очередь
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 2007 году санкт-петербургское ЗАО «Институт “Гипростроймост”» выиграло контракт на разработку рабочего проекта реконструкции автомобильной дороги Пермь — Березники, частью которой является мост через Чусовую. В соответствии с ним мостовой переход должен был стать шире на две полосы. Однако тогда проект не прошел согласование Главгосэкспертизы
Фото: «Гипростроймост» / Визуализация расширенного моста через Чусовую
Транспортная проблема оставалась: из-за низкой пропускной способности действующего моста на подъездах к нему и самом переходе регулярно образовывались пробки. В 2012-м краевые власти возобновили консультации с «Гипростроймостом» и вновь стали обсуждать с проектировщиком разные варианты строительства второй очереди моста
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Строить вторую очередь моста решили на условиях государственно-частного партнерства. В 2013 году тогдашний губернатор Пермского края Виктор Басаргин оценивал инвестиции в строительство объекта в 7,5 млрд руб. Руководство региона начало активные поиски инвестора. Среди потенциальных концессионеров назывались Газпромбанк, группа «Автобан», структуры ВТБ и РЖД
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Сроки заключения концессионного соглашения несколько раз переносились. Подписали его летом 2017 года, уже при губернаторе Максиме Решетникове. Концессионером в итоге выступило ООО «Пермская концессионная компания» (ПКК), подконтрольное питерской группе «Стройпроект» и банку ВТБ. Генеральным подрядчиком было выбрано столичное АО «Стройтрансгаз»
Разработку нового проекта второй очереди перехода через Чусовую поручили АО «Институт “Стройпроект”» из Санкт-Петербурга, близкому к концессионеру и предыдущему проектировщику моста — ЗАО «Институт “Гипростроймост”». Летом 2018 года компания представила общественности готовый проект
Фото: сайт компании «Гипростроймост» / Новый проект моста через Чусовую
Новый металлический балочный мост запроектировали на расстоянии 18 м к западу от старого. Протяженность объекта — 1,5 тыс. м, общая площадь — 22,5 тыс. кв. м. Помимо возведения самого перехода проектом предусмотрено строительство подходов и транспортных развязок к нему, а также реконструкция старого моста. На момент завершения проектирования эти работы оценивались в сумму около 14 млрд рублей
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В августе 2018-го началось строительство. Сдать объект в эксплуатацию планировали в октябре 2022 года
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Возведение нового моста с самого начала шло непросто. Осенью 2018 года первый субподрядчик объекта — пермский «Мостоотряд 123» заявил, что может приостановить работы из-за отсутствия необходимой документации. АО «Стройтрансгаз» расторгло с ним контракт, новым субподрядчиком стала строительная компания «Мосты и тоннели». «Мостоотряд 123» инициировал судебный спор со «Стройтрансгазом», потребовав с генерального подрядчика 79,2 млн руб. долга за выполненные работы. В июле 2020 года стороны заключили мировое соглашение
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Со сменой подрядчика трудности не прекратились. Работы серьезно отставали от графика. К середине 2020 года техническая готовность моста составляла лишь 5,5%. Новый губернатор Прикамья Дмитрий Махонин тогда не исключал, что краевые власти могут расторгнуть контракт с АО «Стройтрансгаз», если строительство не ускорится
Фото: Telegram-канал «КОМПРОС»
В 2021 году в СМИ появилась информация о «заморозке» работ на объекте. В краевом минтрансе эти данные тогда опровергли, однако продолжающееся отставание от графика признали. В министерстве поясняли, что причиной стали технические сложности: подрядчик уперся в скальные породы
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Подрядчика снова сменили. Кроме того, власти региона решили усилить контроль за ходом строительства. В августе 2021 года министерство транспорта Прикамья специально для этих целей учредило новое ведомство — ГКУ «Дирекция дорожных концессий»
Фото: telegram-канал Дмитрия Махонина
Работы стали двигаться быстрее. В октябре 2022 года на мосту была завершена надвижка пролетного строения, а концу ноября подрядчик уложил асфальт
Фото: пресс-служба правительства Пермского края
На Пермском инженерно-промышленном форуме была обозначена дата открытия нового моста через реку Чусовую — 23 декабря. Однако движение по нему получилось запустить на день раньше, 22 декабря
Реконструкцию старого моста и строительство подходов планируется завершить в 2023 году. На текущий момент итоговая стоимость проекта с еще не возведенными развязками оценивается в 18,7 млрд руб. Концессионер рассчитывает возместить свои расходы за счет введения платного проезда по переходу через реку. Пока предполагается, что платным он будет только для транзитного транспорта, жители региона смогут пересекать Чусовской мост бесплатно