Когда Mazda перестала выпускать модель RX-8, многие подумали, что автомобильная экзотика, которой во все времена считали РПД, навсегда ушла в историю. Но в нынешнем январе японская компания вновь удивила: представила кроссовер MX-30 e-Skyactiv R-EV с роторно-поршневым двигателем. На этот раз РПД используется для привода генератора, заряжающего батарею или питающего электромотор. При таком применении двигатель работает в оптимальном режиме, что помогает снизить расход топлива и, соответственно, выбросы отработавших газов — то есть решить проблему, которая вынудила Mazda в середине 2012 года прекратить производство упомянутого спорткупе.
MAZDA MX-30 E-SKYACTIV R-EV первый автомобиль с роторным двигателем после июня 2012 года. Здесь РПД служит дополнительным источником энергии. Кузов у гибрида такой же, как у электромобиля MX-30 — с «полуторными» дверями в стиле RX-8
MAZDA RX-8 выпускали с февраля 2003 по июнь 2012 года и сделали 193 094 экземпляра. Ее заднее сиденье рассчитано на двоих взрослых, и для доступа туда появились дополнительные створки, которые можно распахнуть, когда открыты основные двери
Mazda Cosmo Sport появилась в продаже в мае 1967 года. Двухсекционный роторно-поршневой двигатель объемом 982 куб. см развивал 110 л.с. Поэтому на экспортных рынках модель называлась Cosmo 110S. В июле 1968 года мощность увеличили до 130 л.с.
NSU Spider
NSU Spider
NSU Spider был сделан на основе купе NSU Sport-Prinz, дизайн которого разработан Bertone. Односекционный РПД 498 куб. см / 50 л.с. установлен сзади и обеспечивал разгон до 100 км/ч за 14,5 секунды. Сначала за Spider просили 8,5 тыс. марок, почти на 2 тыс. марок больше, чем стоило купе Sport-Prinz (6550 DM), а с 1966 года цена упала до 7 тыс. DM
NSU Ro 80 был изначально спроектирован с учетом установки РПД. Компактность двигателя помогла дизайнерам уменьшить размеры моторного отсека и придать кузову клиновидную форму. Двухсекционный двигатель совместной с Citroen разработки развивал 115 л.с.
Mazda Cosmo Sport, в отличие от заднемоторного NSU Spider и переднеприводных Ro 80 и Citroen GS Birotor, имеет классическую компоновку
Дмитрий Георгиевич Юрушкин с середины шестидесятых годов работал в НАМИ, затем в Государственном комитете по науке и технике и в Министерстве автомобильной промышленности. В 1992 году стал советником Ford Motor Company в России. Ветеран автомобильной промышленности СССР
Роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415 при рабочем объеме 1,3 литра развивал 135 или 140 л.с. Такие ставили на переднеприводные модели 2109-91 и 2110-91. Сам Феликс Ванкель назвал компоновку вазовских РПД очень удачной
РПД ВАЗ устанавливались на разные модели из Тольятти. Некоторые можно увидеть в заводском музее
Фото: Юрий Михайлин
ВАЗ-21059 сделан для КГБ, но заказчик отказался, и партия из четырех машин была приобретена «Лада-Банком». Поскольку эта версия была тогда секретной, в документах указано 21051
Фото: Юрий Михайлин
Комплектация для спецслужб отличалась от «гражданских» роторных модификаций оборудованием: два топливных бака, дублированная система зажигания, четырехкамерный карбюратор, сцепление от ВАЗ-2121 и другие особенности для повышения надежности
Фото: Юрий Михайлин
Надпись ROTOR указывала на наличие роторно-поршневого двигателя. Хотя другие водители и так могли заметить необычное поведение обычных с виду «Жигулей». Двигатель мощностью 140 л.с. делал их самыми быстрыми в СССР
Фото: Юрий Михайлин
ВАЗ-21018 стала первой модификацией «Жигулей» с односекционным РПД ВАЗ-311. Часть машин отправилась в органы внутренних дел. Но первая партия показала себя не очень надежной. Позже проблема была устранена
Фото: Юрий Михайлин