Так исторически сложилось, что автомобиль первого лица в нашей стране — это всегда большой черный лимузин, призванный символизировать своим грозным видом всю мощь и незыблемость верховной власти. Кажется, что по-другому и быть не может, тем более в большинстве стран мира почти такая же ситуация. Но оказалось, что это не совсем так — в разное время у нас предлагались порой и фантастические варианты автомобилей представительского класса.
Проект «автомобиля высокого класса» 1940 года, предложенного как альтернатива лимузину ЗИС-101. Разрабатывался на самом ЗИСе группой энтузиастов, куда входили художники Валентин Ростков и Юрий Долматовский. Автор этого рисунка — Юрий Долматовский
Фото: Музей Гаража особого назначения
«Автомобиль высокого класса» авторства Валентина Росткова. Рисунок датирован 1940 годом, но на номере цифры «1945» — год предполагаемого начала выпуска новой модели. Заднемоторная компоновка, несущий кузов, независимые подвески передних и задних колес, гидравлический привод тормозов — все это было фантастикой для советского автопрома довоенной поры. Работы над проектом прекратили из-за начала Великой Отечественной войны
Фото: Музей Гаража особого назначения
К теме правительственных лимузинов на ЗИСе вернулись в 1942 году, когда «сверху» приказали скопировать американский Packard. По легенде на этом настоял начальник сталинской охраны генерал Власик, приведя безапелляционный аргумент: «Иосиф Виссарионович очень любит этот автомобиль». Но все же Валентин Ростков нарисовал альтернативные варианты, как этот с кузовом понтонной формы и фарами в прорези над облицовкой радиатора
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Мечты о заднемоторном лимузине в послевоенное время продолжил лелеять художник Владимир Арямов. В 1945 году ему был всего 21 год, но его фантастические рисунки тех лет поражают и сегодня
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
«Лимузин мечты» Арямова назывался «Москва». Сохранилось несколько рисунков, датированных с 1945 по 1949 год, причем каждый год, начиная с 1945-го, к названию Арямов добавлял индекс с римской цифрой: «Москва-I», «Москва-II» и «Москва-III». И только в 1949 году поменял название на «Москва-49». Смелой была и конструкция, включавшая автоматическую трансмиссию, которой в то время не было ни на одном советском автомобиле
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Единственное изображение лимузина «Москва» в таком разрезе. Можно увидеть заднее расположение двигателя V8, независимые подвески всех колес, три ряда сидений и перегородку в салоне
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Образ Москвы так или иначе воплощался в каждой модели. Имя столицы Советского Союза присутствовало крупными буквами на молдингах, бамперах и крыльях, а стилизованное изображение Кремлевской стены и Спасской башни можно найти на колесных колпаках и в салоне. Иногда Арямов изображал лимузин на Красной площади или у стен Кремля. Последний рисунок «Москвы» датирован 1949 годом. Больше к этой теме Арямов не возвращался
Фото: Музей Гаража особого назначения
Кабриолет вагонной компоновки Владимир Арямов нарисовал в 1960 году. Очевидно, он был воодушевлен сближением СССР и Америки в 1959 году, когда в Москве прошла американская выставка, а в Нью-Йорке — советская. Но уже 1962 году разразился Карибский кризис, поставивший крест на нормальных взаимоотношениях СССР и США, поэтому даже нарисованный кабриолет «Мир» потерял всякую актуальность
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Эмблемой кабриолета Арямов выбрал изображение голубя — символа мира с древних времен. На это его вдохновил Пабло Пикассо, создавший свою знаменитую «голубку Пикассо» в 1949 году
Фото: Музей Гаража особого назначения
К идее представительского автомобиля вагонной компоновки Арямов потом возвращался, и не один раз. Сохранились несколько набросков и цветной рисунок шестиколесного ландо: водитель и сопровождающее лицо в прозрачной стеклянной кабине, а влиятельные пассажиры — друг напротив друга под открытым небом
Фото: Музей Гаража особого назначения
На рисунке Арямов изобразил встречу делегации из Парижа — на крыше стеклянной кабины советский красный флаг соседствует с французским триколором. Если бы такой кабриолет был воплощен в металле, то Советскому Союзу удалось бы сильно удивить привередливых французов, гордившихся в то время своим футуристическим Citroen DS. В дополнение к ландо Арямов нарисовал еще и мотоциклетный эскорт на таких же фантастических мотоциклах
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Художник Эрик Сабо начинал свою карьеру на заводе имени Лихачева, где на рубеже пятидесятых и шестидесятых занимался обновлением модели ЗИЛ-111, создав модификацию ЗИЛ-111Г. Уже тогда, в 1963 году, он предлагал создать целое семейство моделей представительского класса — лимузин, седан, кабриолет. Лимузин, кстати, Эрик Сабо видел не протокольно-черным, а светло-зеленым. Но все так и осталось на рисунках
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Вагонная компоновка не оставляла советских художников. Свой проект представительского автомобиля с задним расположением двигателя в 1962 году предложил и Эрик Сабо. Автомобиль предлагался в двух вариантах — с закрытым и открытым кузовами. Закрытый вариант даже дошел до стадии масштабного макета, но в итоге был отвергнут руководством ЗИЛа как по технологическим, так и по эстетическим соображениям. Несмотря на такое отторжение, Эрик Сабо продолжал работать в этом направлении и создал еще несколько рисунков
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения
Фото: Музей Гаража особого назначения