Порой так случается, что об автомобилях мы знаем намного больше, чем о тех, кто их создавал. Сейчас многое известно про грузовик ЗИС-5 или лимузин ЗИС-101, но об их конструкторе Евгении Ивановиче Важинском — почти ничего. Настолько, что до сих пор оставались неведомыми обстоятельства и точная дата его смерти — лишь то, что он был репрессирован, а его жизнь оборвалась в 1938 году. Но в Государственном архиве Российской Федерации сохранилось следственное дело Важинского, позволяющее установить подробности его гибели.
Фото: ГАРФ
Важинский начал работать на заводе АМО в 1923 году в должности заместителя начальника конструкторского отдела. Для первого советского грузовика АМО Ф-15 он разрабатывал систему посадок — своеобразный ГОСТ для всех чертежей автомобиля
Фото: АМО-ЗИЛ
Законченного высшего образования у Важинского не было — только два курса физмата и четыре курса механического отделения Киевского политехнического института. Дипломный проект он так и не сдал, очевидно, помешала война и призыв в армию
Фото: АМО-ЗИЛ
Прапорщику Важинскому не доверяли и в Белой армии. В октябре 1919 года Киевская судебно-следственная комиссия установила, что он ранее состоял казначеем-квартирмейстером при роте связи в Красной армии, но поскольку Важинский был на эту должность мобилизован и не принадлежал к партии большевиков, то следствие прекратили
Основной моделью завода имени Сталина был трехтонный грузовой автомобиль ЗИС-5 — дальнейшее развитие АМО-2 и АМО-3. Грузовик АМО-2 представлял собой американский Autocar, собиравшийся из импортных комплектующих с 1930 по 1931 год
Фото: АМО-ЗИЛ
АМО-3 выпускался с 1931 по 1933 год. При подготовке производства грузовика Важинский перевел все чертежи из дюймовой системы в метрическую и модернизировал множество узлов и деталей. В 1933 году начался выпуск ЗИС-5, также созданного Важинским
Фото: АМО-ЗИЛ
На основе ЗИС-5 было разработано 25 модификаций, из них 19 дошли до производства. С учетом предшественника АМО-2 и последней модификации УралЗИС-355М фактически один и тот же грузовик выпускался с 1930 по 1965 год, то есть 35 лет
Фото: АМО-ЗИЛ
Трехосный ЗИС-6 был создан в 1933 году на базе ЗИС-5. Во время следствия Важинский обвинялся во вредительстве по этой машине, однако выпуск ЗИС-5 продолжался до 1941 года. Всего завод имени Сталина выпустил 21 239 автомобилей ЗИС-6
Фото: АМО-ЗИЛ
Созданный Важинским ЗИС-6 стал основой для автокранов, топливозаправщиков, электростанций, радиолокаторов, прожекторов, звукоулавливателей. Но самая знаменитая конструкция на базе ЗИС-6 — боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»
Газогенераторный ЗИС-13 — еще один пункт обвинения Важинского. Ведущим конструктором грузовика был Израэль-Скерджиев — эмигрант из Швейцарии, получивший образование в Германии. На допросе он, конечно же, сознался в работе на германскую разведку
Фото: АМО-ЗИЛ
Из показаний Важинского об инженере Израэль-Скерджиеве и ЗИС-13: «Его "работа" оказалась вполне подходящей для вредительской и диверсионной цели, т.к. установка в отношении механической прочности быстро разрушалась в местах крепления к раме»
Фото: АМО-ЗИЛ
Лимузин ЗИС-101 — последняя работа Важинского как главного конструктора завода. Незадолго до ареста он был понижен до заместителя начальника конструкторского отдела, а его основной работой стала доводка ЗИС-101 в серийном производстве
Фото: АМО-ЗИЛ
Из показаний инженера Евсеева: «Конструкторским отделом в лице участника нашей контрреволюционной организации Важинского были даны неправильные, непроверенные чертежи кузовному цеху для изготовления деревянных деталей кузова ЗИС-101»
Фото: АМО-ЗИЛ
Из показаний инженера Израэль-Скерджиева: «Мною по ЗИС-101 проектировалась коробка скоростей и по согласованию с Важинским, во вредительских целях, был принят синхронизатор системы "Бюик", хотя нам было ясно, что ввиду его сложности изготовлять его будет невозможно»
Фото: АМО-ЗИЛ
Фото: АМО-ЗИЛ
Фото: ГАРФ, РГАКФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД
Фото: ГАРФ, РГАКФД
Протокол допроса
Фото: ГАРФ
Постановление от 11 января 1939 года об объединении 19 следственных дел, поскольку все обвиняемые — участники «одной контрреволюционной вредительской организации правых и троцкистов». В том же 1939 году всех из списка выпустят на свободу
Фото: ГАРФ
Заключение об отказе возврата вещей Важинского
Фото: ГАРФ