Автомобильный пробег и сейчас один из самых популярных способов продвижения продукции на рынке, но в 1933 году перед участниками Каракумского пробега ставились совсем другие задачи. В первую очередь — политические.
Фото: РГАЭ
Фото: РГАКФД
Пробег 1933 года был не первой попыткой покорить на автомобиле «черный песок», поскольку еще в 1929 году состоялся другой Каракумский пробег
Фото: РГАКФД
Покорявший Каракум фаэтон ГАЗ-А был копией Ford Model A, с той лишь разницей, что в 1932 году советскую модель еще только начали выпускать, а американскую — уже прекратили
Фото: РГАКФД
Как отмечали участники пробега в своем приветствии, «повсюду — в крупных пролетарских центрах и в заброшенных кишлаках, на заводах-гигантах, в совхозах и колхозах — мы находили самый теплый прием, деловую, подготовленную встречу. Везде появление колонны связывалось с именем руководителя нашей страны, любимого вождя мирового пролетариата т. Сталина»
Фото: РГАКФД
Новинкой стали шины под названием «Сверхбаллон», которые «превращали обыкновенный советский "Форд" в знатный комфортабельный "Бюик"». Благодаря большей площади соприкосновения автомобиль не проваливался в песок, а мог уверенно ехать по нему
Фото: РГАКФД
Грузовик ГАЗ-АА — копия американского Ford Model AA. Двигатель рабочим объемом 3285 куб. см развивал мощность 40 л.с., скорость составляла 70 км/ч, расход топлива — 19,5 литра на 100 км
Фото: РГАКФД
Над фаэтоном ГАЗ-А под №?1 поставили жестокий эксперимент — заставили работать в пустыне без воздушного фильтра в двигателе. В результате прямо во время пробега пришлось растачивать цилиндры, притирать клапана и заменить поршни
Фото: РГАКФД
Грузовики АМО-3 для участия в пробеге выкрасили в красный цвет, снабдили четырьмя дополнительными бензиновыми баками и одним масляным. Также в Ташкенте пришлось поменять радиаторы на большего объема, присланные из Москвы
Фото: РГАКФД
Про автомобиль ГАЗ-А под №2 в акте технической комиссии сказано: «Никакого ремонта в пути не было. Мотор даже не вскрывался. В пути все агрегаты вели себя прекрасно. Сейчас машина ни в каком ремонте не нуждается, находится в хорошем состоянии»
Фото: РГАКФД
Фото: РГАКФД
На бортах грузовиков АМО-3 была нанесена эмблема с аббревиатурой ЗИС — Московский автомобильный завод имени Сталина. Только в октябре 1933 года грузовик АМО-3 переименовали ЗИС-3, а после модернизации он стал называться ЗИС-5
Фото: РГАКФД
В 1929 году в Каракум отправились два Renault Type MH Sahara колесной формулы 6x6 и грузовик Ford Model TT. Политические задачи тогда не ставились
Фото: РГАКФД
Под капотом АМО-3 располагался шестицилиндровый двигатель Hercules объемом 4,88 литра, развивавший 66 л.с. при 2400 об/мин. Скорость составляла 50 км/ч, а расход топлива — 33 литра на 100 км. Полный вес грузовика равнялся 5490 кг
Фото: РГАКФД
Общая протяженность пробега составила 9375 км, из них по шоссейным дорогам — 2316 км, по грунтовым — 5826 км и по бездорожью — 1233 км. Время в пути составило 86 дней
Фото: РГАКФД