18 мая 1958 года военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли» получила главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». Черно-белая лента до сих пор остается единственной отечественной картиной, завоевавшей эту награду, хотя за 75-летнюю историю фестиваля только в основном конкурсе поучаствовало 86 советских или российских фильмов. Как отечественные кинематографисты отличились на Лазурном берегу — в фотогалерее «Ъ».
Дебют кинофестиваля на Лазурном берегу должен был состояться в 1939 году. СССР заявил на него пять картин, однако конкурс не состоялся из-за начала Второй мировой войны. Спустя 80 лет во французском Орлеане были вручены награды отмененного смотра. Жюри отметило специальным призом ленту Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и признало лучшей актрисой народную артистку СССР Марину Ладынину за роль в комедии «Трактористы» (кадр из фильма на фото)
Фото: «Мосфильм» и Киевская киностудия / РИА Новости
1-й Каннский кинофестиваль открылся уже после войны — 20 сентября 1946 года. Программа началась с ленты Юлия Райзмана «Берлин», показанной на русском языке. Картина была хорошо принята и награждена «Первой международной премией» в категории «За лучший полнометражный документальный фильм»
Фото: Serge DE SAZO / Gamma-Rapho / Getty Images
Первый конкурс на Лазурном берегу стал для СССР триумфом: советские кинематографисты увезли на родину рекордные восемь призов
На фото: 1-й Каннский кинофестиваль, 1946 год. Советская делегация (слева направо) — член жюри фестиваля Сергей Герасимов, режиссер Михаил Калатозов и актриса Марина Ладынина
Фото: МАММ / МДФ
Гран-при — наивысшую на тот момент награду — поделили сразу 11 фильмов. В их числе была работа советского кинорежиссера Фридриха Эрмлера «Великий перелом» о защитниках Сталинграда, главную роль в которой исполнил Михаил Державин-старший (кадр из фильма на фото)
Фото: Ленфильм / DR / Festival de Cannes
В 1955 году драма советского режиссера Иосифа Хейфица «Большая семья», снятая по роману Всеволода Кочетова «Журбины», собрала максимальное за всю историю фестиваля число призов: в номинации «Лучший актерский ансамбль» ими были отмечены сразу 16 человек
На фото: кадр из фильма «Большая семья» — актеры Николай Сергеев и Борис Андреев (справа)
Фото: РИА Новости
Драма Михаила Калатозова «Летят журавли», удостоенная главной награды в разгар холодной войны, до сих пор остается единственной отечественной лентой, завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» (вручается с 1955 года). Снятая на «Мосфильме» по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» картина рассказывает о разлученных войной влюбленных Борисе и Веронике, которых сыграли Алексей Баталов (на фото справа) и Татьяна Самойлова
Фото: Фотохроника ТАСС
Сразу после выхода картины Никита Хрущев подверг ее резкой критике, а поведение главной героини Вероники назвал неподобающим. Впрочем, на Западе мнение оказалось иным: актриса Татьяна Самойлова (на фото вторая слева) в Канне получила приз за лучшую женскую роль. Также была отмечена операторская работа Сергея Урусевского
Фото: AFP
Советский кинематографист Серей Юткевич становился победителем Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая режиссура» дважды — с фильмами «Отелло» (1956) и «Ленин в Польше» (1966). Чаще в этой категории выигрывали только братья Коэн (трижды), Робер Брессон, Рене Клеман и Джон Бурмен (по два раза). Всего в конкурсе участвовало четыре ленты Юткевича, а сам он три раза входил в состав жюри
На фото (слева направо): кинооператор Сергей Урусевский, художник Пабло Пикассо, режиссер Сергей Юткевич у дома Пикассо в Канне, 1958 год
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На старте карьеры Эльдар Рязанов работал в Центральной студии документальных фильмов, где в 1954-м совместно с Василием Катаняном снял киноочерк «Остров Сахалин». Через год лента была представлена в каннской программе короткометражных фильмов, после чего молодой режиссер получил приглашение на «Мосфильм». В 1983 году Рязанов боролся за «Золотую пальмовую ветвь» с лентой «Вокзал для двоих»
На фото: Эльдар Рязанов и актриса Людмила Гурченко на съемках фильма «Вокзал для двоих»
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
Трижды отечественные режиссеры-аниматоры привозили из Франции главную награду в коротком метре. Лауреатами становились мультипликационные работы «Остров» (1974) Федора Хитрука (на фото), «Выкрутасы» (1988) Гарри Бардина и «Гагарин» (1995) Алексея Харитиди
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Никита Михалков — рекордсмен среди отечественных режиссеров по общему числу представленных на фестивале фильмов — дебютировал в Канне вне конкурса с «Неоконченной пьесой для механического пианино» (1977). В 1987 году он был близок к Гран-при с советско-итальянской драмой «Очи черные», но из-за перестроечного «Покаяния» Тенгиза Абуладзе остался без награды
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
В 1994-м Михалкову вновь прочили «Золотую пальмовую ветвь» за ретро-драму «Утомленные солнцем», однако на этот раз он уступил американскому режиссеру Квентину Тарантино (на фото слева) с его «Криминальным чтивом» и взял Гран-при. За свою карьеру Михалков представил на Каннском фестивале шесть картин
Фото: Gilbert Tourte / AP
А вот талант старшего брата Михалкова — Андрея Кончаловского (на фото второй слева) — во Франции оценили раньше: в 1979 году Гран-при была удостоена его четырехсерийная «Сибириада». На 32-й Каннский кинофестиваль вместе с режиссером отправились и исполнители главных ролей: Людмила Гурченко, Наталья Андрейченко и Никита Михалков
Фото: RALPH GATTI / AFP
Тогда президент жюри Франсуаза Саган предлагал дать главную награду и советской эпопее, и антивоенной ленте «Апокалипсис сегодня» американца Френсиса Форда Копполы, но приз решили не делить «между двумя супердержавами». Всего на счету Кончаловского четыре картины, представленные на французском киносмотре
На фото (справа налево): Андрей Кончаловский с дочерью, американский актер Эрик Робертс и израильский кинопродюсер Менахем Голан перед показом фильма «Поезд-беглец» на 39-м Каннском кинофестивале, 1986 год
Фото: AP
Как и Никита Михалков, Андрей Тарковский попадал в каннскую программу шесть раз, но при этом его работы выигрывали Гран-при дважды: в 1972 году, несмотря на критику писателя Станислава Лема, награды удостоилась его научно-фантастическая драма «Солярис», а в 1986-м — последняя лента «Жертвоприношение»
На фото: Андрей Тарковский на съемках «Соляриса»
Фото: Владимир Вяткин / РИА НОВОСТИ
Также к Гран-при была близка «Ностальгия» Тарковского, выставленная на конкурс Италией в 1983 году, но получила она только приз за лучшую режиссуру. При этом жюри приняло редкое решение наградить сразу двух номинантов — вместе с Тарковским его удостоился француз Робер Брессон (на фото справа), которого отечественный режиссер считал «примером истинного кинематографиста», однако досады от необходимости делиться с ним наградой не скрывал
Фото: RALPH GATTI and GABRIEL DUVAL / AFP
Наиболее успешным для отечественного кинематографа стал 43-й Каннский кинофестиваль в 1990 году. Тогда в разных программах были заявлены рекордные девять русскоязычных лент. Приз за выдающиеся художественные достижения достался драме «Мать» Глеба Панфилова, «Золотая камера» — Виталию Каневскому за картину «Замри, умри, воскресни», а лучшим режиссером конкурса стал Павел Лунгин (на фото слева) с фильмом «Такси-блюз»
Фото: Jacques Demarthon / AFP
Работы Александра Сокурова попадали в основную программу Каннского фестиваля пять раз — чаще любых других отечественных кинематографистов. В 1999 году картина на немецком языке «Молох» — первая часть серии «Тетралогия власти» — была отмечена призом за сценарий На фото (слева направо): Александр Сокуров с исполнителями главных ролей «Молоха» — Еленой Руфановой и Леонидом Мозговым
Фото: Reuters
В 2002 году Сокуров привез на конкурс первый в истории фильм, снятый одним кадром, — «Русский ковчег», но наград он не получил. Ровно через 20 лет, несмотря на персональное приглашение организаторов, режиссер отказался представлять во Франции фильм «Сказка» из-за «дискриминации российского кино», поскольку в программу не вошла работа его ученицы Малики Мусаевой «Птица ищет клетку»
На фото (слева направо): Александр Сокуров с актерами «Русского ковчега» Марией Кузнецовой и Сергеем Дрейденом на 55-м Каннском кинофестивале, 2002 год
Фото: Vincent Kessler / Reuters
В 2012 году Таисия Игуменцева с короткометражной лентой «Дорога на...» стала победительницей каннской программы студенческих картин «Синефондасьон» (учреждена в 1998 году) и принесла российскому кинематографу первый успех в конкурсе дебютов
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Советские кинематографисты регулярно входили в состав жюри Каннского фестиваля (более 30 раз). Среди них были в том числе Сергей Бондарчук, Юлий Райзман, Юрий Озеров, Роберт Рождественский, Алексей Герман, Константин Симонов, Андрей Кончаловский
На фото (слева направо): члены жюри 36-го Каннского кинофестиваля итальянская актриса Марианджела Мелато, французский продюсер Жильбер де Гольдшмидт, журналист Ивонн Бэби, египетский кинорежиссер Юсеф Шахин, американский писатель Уильям Стайрон, малийский продюсер Сулейман Сиссе, заведующая хайфской синематекой Лия ван Лир, французский кинооператор Анри Алекан, советский актер и режиссер Сергей Бондарчук, 1983 год
Фото: RALPH GATTI / AFP
После распада СССР участие российских деятелей в жюри конкурса стало большой редкостью, в XXI веке основной конкурс только однажды оценивал режиссер Андрей Звягинцев — в 2018 году
На фото (слева направо): члены жюри 71-го Каннского фестиваля французский режиссер Робер Гедигян, российский режиссер Андрей Звягинцев, певица и музыкант Хаджи Нин, актриса Кристен Стюарт, американский режиссер Ава Дюверней, актеры Леа Сейду, Чанг Чен и председатель жюри кинофестиваля, актриса Кейт Бланшетт
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Андрей Звягинцев дебютировал в Канне уже будучи обладателем венецианского «Золотого льва» за ленту «Возвращение», но его мелодраму «Елена» в конкурс не взяли, удостоив спецприза в «Особом взгляде». В разные годы на фестивале были представлены три картины режиссера, каждая из которых удостаивалась заметной награды
На фото: Андрей Звягинцев на 67-м Каннском кинофестивале, на котором его «Левиафан» завоевал приз за лучший сценарий, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Олег Никишин
Ученица Александра Сокурова Кира Коваленко стала первой женщиной, получившей главный приз конкурса авторского кино «Особый взгляд»: в 2021 году победу российскому режиссеру и сценаристу принес фильм «Разжимая кулаки», снятый в Северной Осетии на осетинском языке
На фото: Кира Коваленко (справа) с продюсером фильма Александром Роднянским (признан иностранным агентом) и исполнительницей главной роли Миланой Агузаровой на 74-м Каннском фестивале
Фото: VALERY HACHE / AFP
В 2022 году оргкомитет фестиваля отказался принимать российскую делегацию из-за событий на Украине, однако сделал исключение для Кирилла Серебренникова и его фильма «Жена Чайковского». Ранее режиссер уже участвовал в основной программе с «Летом» (2018) и «Петровыми в гриппе» (2021), а его социальная драма «Ученик» (2016) получила премию Франсуа Шале за «ценность жизни и журналистики» в номинации «Особый взгляд»
Фото: Sarah Meyssonnier / Reuters