Премьера состоялась 11 августа 1973 года, и все последующие две недели улицы советских городов практически вымирали — вся страна садилась у экранов телевизоров. Помимо главных героев — Штирлица, радистки Кэт, Мюллера, Шелленберга и других — в сюжете было задействовано немало автомобилей той эпохи. Хотя, если присмотреться, то и не всегда той. «Автопилот» решил еще раз пересмотреть все серии телефильма и выбрать самые интересные кадры.
Для съемок в Москве киношники нашли трофейный, неплохо сохранившийся экземпляр модели Mercedes-Benz 230 W143. Все кадры Штирлица за рулем сделаны именно в этом автомобиле с рулевым колесом черного цвета
Фото: кадр из фильма
Открывающая фильм сцена с фрау Заурих тоже снята в Москве. Инженер Бользен припарковал свой автомобиль у берега Нижнего пруда усадьбы Архангельское-Тюриково. Сегодня это Челобитьевское шоссе. И еще у «Мерседеса» задний бампер с клыками от советской «Победы»
Фото: кадр из фильма
Во время съемок в Бабельсберге (ГДР), где у Штирлица было «жилище в лесу», использовался другой Mercedes-Benz 230 W143, принадлежавший восточногерманскому коллекционеру Августу Клибенштайну
Фото: кадр из фильма
«Мерседес» Клибенштайна был в почти оригинальном состоянии, хоть и не без «усовершенствований». Так, можно увидеть подфарники на крыльях, которых на Mercedes-Benz 230 W143 в оригинале не было
Фото: кадр из фильма
От московского «Мерседеса» немецкий отличался в том числе и рулем из белой пластмассы, к моменту съемок фильма уже сильно облезшей и растрескавшейся
Фото: кадр из фильма
Номер на автомобиле серии IA, означающий регистрацию в Берлине. Из лишнего на «Мерседесе» Клибенштайна — не только поворотники на крыльях, но и фонарь заднего хода, а также плафон освещения номерного знака
Фото: кадр из фильма
В сцене заброски провокатора Клауса к пастору Шлагу мелькает кабриолет Wanderer W23. Номерной знак — тоже берлинской серии IA
Фото: кадр из фильма
Последние наставления Штирлиц дает Клаусу на фоне австрийского кабриолета Steyr 220
Фото: кадр из фильма
Штирлиц в салоне кабриолета Wanderer W23. В фильме этот кабриолет — его служебный автомобиль
Фото: кадр из фильма
Штирлиц везет Клауса в лес, чтобы там застрелить у пруда. Автомобиль — «московский» Mercedes-Benz 230 W143 с черным рулем. Съемка — павильонная, с рир-проекцией, когда автомобиль стоит на месте, а за окном идут кадры с убегающей вдаль дорогой
Фото: кадр из фильма
Начало 3-й серии, Геринг едет с фронта. В кадре даже не автомобиль, а какая-то декорация.
Фото: кадр из фильма
С фронта Геринг ехал на кабриолете Horch-853. В дальнейшем, очевидно, не без помощи телефильма, пошла гулять легенда, что у рейхсмаршала был такой автомобиль
Фото: кадр из фильма
Сцена с «дурашкой» снята у «Мерседеса» Клибенштайна. Можно заметить, что владелец где-то потерял молдинг капота
Фото: кадр из фильма
Радист Эрвин Кин грузит чемодан с рацией в багажник. Автомобиль легко узнается по неродным поворотникам и габаритам, фонарю заднего хода и плафону освещения номерного знака — это снова «Мерседес» Аугуста Клибенштайна
Фото: кадр из фильма
Эрвин и Штирлиц передают шифровку в Москву. На «Мерседесе» виден так называемый Sonnendach — «солнечная крыша», представлявшая собой скатывающийся в рулон тент. В фильме Штирлиц «зоннендахом» так ни разу и не воспользовался
Фото: кадр из фильма
Патруль из эсесовцев на мотоциклах «Урал». Впрочем, далекий предок модели — довоенный немецкий BMW-R71, так что какой-то смысл в этом все же есть. К слову, на довоенных и военных мотоциклах ветровых стекол не было, они появились значительно позже
Фото: кадр из фильма
Затор у разбомбленных домов. Перед Штирлицем — грузовик неизвестной марки, легковушки Hansa 1700 и Mercedes-Benz 170V, армейский внедорожник Volkswagen Тур 82
Фото: кадр из фильма
Погоня за Штирлицем. В зеркале заднего вида — Opel Kapitan. Зеркало в кадре — со скругленными краями
Фото: кадр из фильма
Преследующий Штирлица Opel Kapitan. В салоне только водитель, хотя потом Мюллер будет спрашивать: «Где они сели к вам на хвост?»
Фото: кадр из фильма
Штирлиц оторвался от погони и приехал к бару «У грубого Готлиба». В кадре — Mercedes-Benz 230 W143 Аугуста Клибенштайна. Фары автомобиля закрыты светомаскировкой
Фото: кадр из фильма
Штирлиц садится в свой «Мерседес». Хорошо видно, что зеркало заднего вида вдруг стало прямоугольным
Фото: кадр из фильма
Шпионивший за Штирлицем Opel Kapitan снова мелькнул в сцене прохода главного героя по территории клиники «Шарите»
Фото: кадр из фильма
«Это была машина Бормана». Борман приехал на встречу со Штирлицем на лимузине Horch-830BL. Машина видная, но явно не по статусу для рейхсляйтера. Скорее всего, ничего более престижного киногруппа не нашла. Литерная серия номерного знака IIIM-64113 говорит о принадлежности машины к небольшому городку Урах, земля Баден-Вюртемберг
Фото: кадр из фильма
«Хорьх» Бормана забавен еще и тем, что сзади к кузову приварен — или, как бы сказали сегодня, «приколхожен» — багажник. Так часто делали советские владельцы трофейных машин, чтобы увеличить объем перевозимого груза
Фото: кадр из фильма
Такси в швейцарском Берне — малолитражный Opel 1,2 Litre с шашечками на бортах. Этот автомобиль еще будет мелькать на заднем плане в нескольких сценах
Фото: кадр из фильма
«Конспиративная квартира», где держали радистку Кэт, находилась в московском особняке в Малом Ржевском переулке. Мимо проносится BMW-321, из-за угла выезжает Mercedes-Benz 230 W143 Штирлица
Фото: кадр из фильма
Штирлиц и пастор Шлаг едут по горной дороге. Эпизод с переходом на лыжах снимался в Грузии, поэтому «Мерседес» нашли там, но не модели 230, а 290. Кузов тоже другой — шестиоконный лимузин
Фото: кадр из фильма
Если в горах на общих планах снимался Mercedes-Benz 290 W18, то для студийной съемки использовали все тот же «московский» Mercedes-Benz 230 W143. Очевидно, из-за духоты в салоне во время съемок пришлось опустить стекла в задних дверях
Фото: кадр из фильма
«Грузинский дублер» Mercedes-Benz 290 W18 был уже в жутковатом состоянии: кузов перекошенный, бамперы от «Волги», советская светотехника, вездеходная резина…
Фото: кадр из фильма
Спидометр «Мерседеса» показывает 115 км/ч — это как раз максимальная паспортная скорость модели 230
Фото: кадр из фильма
В небольшом городке Штирлица и пастора Шлага ждал скромный старенький Wanderer W10, которому в 1945 году было примерно от 13 до 17 лет
Фото: кадр из фильма
Номерной знак IIIM-64113 на «Вандерере» парой серий ранее висел на «Хорьхе» Бормана. Кто-то из реквизиторов решил не заморачиваться изготовлением нового
Фото: кадр из фильма
Видавший виды BMW-326, в котором пастор Шлаг надевал лыжные ботинки, тоже нашли в Грузии
Фото: кадр из фильма
На BMW-326 уже стоят фары и бампер от «Москвича», а также колесные колпаки от «Волги»
Фото: кадр из фильма
Обыск в доме Штирлица. Гестаповцы приехали на Hansa 1700 и Mercedes-Benz 170V — тех двух машинах, что в третьей серии стояли в заторе перед разбомбленными домами
Фото: кадр из фильма
Промелькнувший всего на пару секунд Mercedes-Benz 170V выделяется наварным багажником и опять же наваренными на крылья фарами — всего этого в оригинале не было. По таким машинам можно сразу определить, что эти кадры снимали в СССР
Фото: кадр из фильма
Классика киноляпов: Штирлиц спит в своем «Мерседесе», а на дальнем плане проезжает грузовик ЗИЛ-130 с прицепом
Фото: кадр из фильма
Штурмбанфюрер Рольф приехал на конспиративную квартиру. Автомобиль — кабриолет Wanderer W23. На переднем плане — капот BMW-321, из этой машины следят за домом
Фото: кадр из фильма
Шпионская BMW-321 оснащена телефоном. Руль и кнопки из белой пластмассы говорят о том, что машина выпущена в 1948 или 1949 годах — это экземпляр, собранный на заводе в Эйзенахе уже при советской власти, во времена ГДР
Фото: кадр из фильма
Автомобили гестаповцев, по которым будет стрелять Гельмут. Слева — кабриолет Horch 830BL, справа — Mercedes-Benz 170V. Тот самый «Мерседес», что стоял в заторе и приезжал на обыск к Штирлицу в Бабельсберг
Фото: кадр из фильма
Третий по счету 230-й «Мерседес» Штирлица. Первый раз мелькнул в сцене с эсесовцами-мотоциклистами, потом — с Кэт и детьми. У автомобиля родные бамперы, чего нет на двух других, а также на месте молдинг на капоте
Фото: кадр из фильма
В 11-й серии вновь появился самый первый «московский» Mercedes-Benz 230 W143, снимавшийся в сцене у озера. Из всех трех машин его состояние — самое скверное
Фото: кадр из фильма
По Цветочной улице в Берне проезжает BMW-321 — та самая, что сначала мелькала перед особняком с конспиративной квартирой, а потом оказалась шпионской машиной с радиотелефоном
Фото: кадр из фильма
Такси в Берне — Chevrolet 1939 года с бамперами, светотехникой и подвеской от советских машин
Фото: кадр из фильма
«Головорезы из охраны подземной тюрьмы Гестапо» приехали на аэродром арестовывать генерала Вольфа почему-то на… обычной «Буханке» УАЗ-452, начало серийного выпуска которой совпало с XX-летием Победы, состоялось в 1965 году
Фото: кадр из фильма
Шелленберг приехал на аэродром спасать Вольфа на чем-то напоминающем лимузин Horch 830, но уже давно оснащенном советскими узлами и агрегатами. Бросаются в глаза колесные колпаки от ГАЗ-21 «Волга»
Фото: кадр из фильма
Последние кадры телефильма: Штирлиц возвращается в Берлин, а навстречу ему едет советский грузовик ЗИЛ-164 конца 50-х годов. Кстати, если присмотреться к эпизоду этого возвращения, то можно заметить, что на «Мерседесе» стоит приборная панель от «Москвича»
Фото: кадр из фильма
В финале снова появился «московский» Mercedes-Benz 230 W143
Фото: кадр из фильма
В заключительной сцене мимо сидящего на траве Штирлица проезжают «Жигули» ВАЗ-2101. Видимо, Победа была уже совсем близко
Фото: кадр из фильма