25 августа американскому режиссеру и мультипликатору Тиму Бёртону исполняется 65 лет. Он получил известность после съемок «Бэтмена», но в историю кинематографа вошел как создатель Эдварда Руки-Ножницы, Битлджуса и других неординарных персонажей. На счету Бёртона почти 30 работ и «Золотой лев» за вклад в мировое кино. Откуда режиссер черпал вдохновение и как воплощал его на экране — в фотогалерее «Ъ».
«Я боялся своих родителей, родственников и того места, где я вырос»
Тимоти (Тим) Уолтер Бёртон родился 25 августа 1958 года в Бербанке, пригороде Лос-Анджелеса. Семья жила рядом с кладбищем Вальгалла, где будущий режиссер часто гулял после школы. В детстве Бёртон был изгоем, отношения не складывались ни с ровесниками, ни с родителями. Свободное время мальчик предпочитал проводить в одиночестве: слушать панк-рок, рисовать и ходить в кино на ужастики
Фото: Личный архив Тима Бертона
Вдохновленный работами художника Рэя Харрихаузена уже в школе, Бёртон начал создавать покадровую анимацию. Один из первых фильмов — «Остров доктора Агора» — начинающий режиссер снял в 13 лет. В 1976 году он поступил в Калифорнийский институт искусств, а после выпуска устроился на студию Уолта Диснея, где заметили его раннюю работу «По следам монстра-сельдерея» (1979)
Фото: Личный архив Тима Бертона
Поначалу Бёртон работал дизайнером персонажей, затем стал аниматором. В 1982 году он выпустил свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Несмотря на успешный дебют, в 1984-м режиссера уволили за «пустую трату рабочей силы и денег». Его новую короткометражку «Франкенвини» на студии посчитали «слишком страшной для детей» и запретили к показу. Спустя почти 30 лет она легла в основу одноименного полнометражного мультфильма в формате 3D
Фото: Thomas Iannaccone / WWD / Penske Media / Getty Images
Одну из копий «Франкенвини» увидел комик Пол Рубенс, в это время искавший режиссера для своего сценария. В результате появилась картина «Большое приключение Пи-Ви» (кадр из фильма на фото, 1985). Полнометражный дебют Бёртона, снятый за $6 млн, собрал в прокате более $40 млн, а также стал началом многолетнего сотрудничества с композитором Дэнни Эльфманом
Фото: Barry King / Sygma / Sygma / Getty Images
Вскоре Warner Bros. пригласила режиссера экранизировать комикс о Бэтмене, однако Бёртону не понравился первоначальный сценарий. Пока проект дорабатывался, кинематографист взялся за комедию «Битлджус» (кадр на фото, 1988). Лента вошла в десятку самых прибыльных американских картин года (собрала $73 млн — в 5 раз больше бюджета), а также получила премию «Оскар» за лучший грим
Фото: The Geffen Company / Collection ChristopheL / AFP
«Бэтмен» вышел на экраны в 1989 году и мгновенно стал хитом проката. Режиссер отдал главную роль Майкл Китону, с которым уже успел поработать в «Битлджусе». Он же снялся в сиквеле «Бэтмен возвращается» (съемки фильма на фото, 1992). Именно Бёртон впервые обратил внимание зрителя на злодеев в историях о Бэтмене — Джокера в первом фильме и тандем Пингвина и Женщины-кошки во второй картине
Фото: Warner Bros. Pictures / Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
«Что для одного — сумасшествие, для другого — реальность»
В 1990 году режиссер выпустил один из своих самых узнаваемых фильмов — «Эдвард Руки-Ножницы». Позже он признавался, что отразил в ленте атмосферу родного города. Благодаря этой драме появился творческий тандем с Джонни Деппом (на фото), который впоследствии снялся еще в семи фильмах Бёртона
Фото: Twentieth Century Fox Pictures / Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
«На самом деле, у меня нет ни одной работы в стиле "фильм ужасов". А это даже смешно, потому что этот жанр я, пожалуй, предпочитаю всем остальным»
На фото: Тим Бёртон, Джонни Депп и Сара Джессика Паркер на съемках фильма «Эд Вуд», 1994 год
Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
Особую роль в творчестве Бёртона сыграли его возлюбленные. С 1992 по 2001 год у кинематографиста был роман с моделью и танцовщицей Лизой Мэри (на фото), из которой он сделал героиню своих лент. Период творчества, на который пришелся расцвет карьеры режиссера, СМИ окрестили «временем Мэри». В 1990-х она снялась почти во всех его киноработах — «Эдвард — руки-ножницы» (1990), «Эд Вуд» (1994), «Марс атакует!» (1996) и «Сонная Лощина» (1999)
Фото: Frank Trapper / Corbis / Getty Images
«Мне кажется, что монстров называют плохими незаслуженно. Они могут быть гораздо более искренними и открытыми, чем некоторые человеческие персонажи»
На фото: Тим Бёртон на съемках сатирической комедии «Марс атакует!», 1996 год
Фото: Warner Bros. Pictures / Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
«Знаете, я могу хоть клоуном одеться и смеяться вместе с веселой толпой, но обо мне все равно скажут, что я угрюмый тип»
В 1997 году Бёртон выпустил книгу с собственными стихами и иллюстрациями «Меланхоличная смерть мальчика-устрицы и другие истории». В этот же период он занимался разработкой мультсериала «Мир Стэйнбоя (Мальчик-Пятно и его мир)»
На фото: с актером Майклом Китоном на презентации книги, 1997 год
Фото: Jeff Kravitz / FilmMagic, Inc / Getty Images
В 2000 году на съемках «Планеты обезьян» Бёртон увлекся актрисой Хелен Бонем Картер (на фото). Новой музе режиссер доверил роли в своих последующих фильмах. Хотя пара не регистрировала брак официально, у них появилось двое детей: дочь Нелл и сын Билли Рей, крестным отцом которых является Джонни Депп. В 2014 году Бёртон и Картер расстались
Фото: Chris Uncle / FilmMagic / Getty Images
Трагикомедия «Крупная рыба» (2003) стала поводом для разговоров о творческом кризисе и своеобразном провале Бёртона. Картина вышла вскоре после смерти родителей кинематографиста и отразила события его личной жизни. Но уже в 2005-м режиссер выпустил сразу две успешных ленты — «Чарли и шоколадная фабрика» и «Труп невесты». А спустя два года он получил «Золотого льва» — главную награду Венецианского кинофестиваля — за вклад в киноискусство (на фото)
Фото: Daniele Venturelli / WireImage / Getty Images
Одна из самых дорогостоящих картин Тима Бёртона — адаптация сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес» (2010), бюджет которой составил $200 млн. Фильм получил «Оскары» за лучшие костюмы и декорации. Спустя шесть лет режиссер выпустил продолжение ленты «Алиса в Зазеркалье». В 2019 году Бёртон взялся за ремейк другой классики — диснеевского мультфильма «Дамбо», однако на этот раз фильм получил смешанные отзывы
На фото: Тим Бёртон становится офицером французского ордена Искусств и литературы, 2010 год
Фото: Remy de la Mauviniere / AP
Несколько раз Бёртон сотрудничал с российским кинематографистом Тимуром Бекмамбетовым: выступал сопродюсером анимационной ленты «Девять» (2009) и фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012)
На фото: с актрисой Юлией Пересильд на Московском международном кинофестивале, 2012 год
Фото: Коммерсантъ / Вячеслав Прокофьев
«Я попал в число странных, потому что был тих, погружен в себя. Разбить людей на категории очень легко, даже в Голливуде… Если кто-то отнес тебя к определенной категории, тебе и самому начинает казаться, что на другое ты не годен»
На фото: Тим Бёртон оставляет отпечатки рук на Аллее славы в Голливуде, 2016 год
Фото: Gregg DeGuire / WireImage / Getty Images
В конце 2022 года на Netflix вышел сериал «Уэнсдэй», в котором Бёртон выступил продюсером и режиссером. Спин-офф «Семейки Аддамс» стал рекордсменом по просмотрам среди всех англоязычных шоу за всю историю стриминговой платформы
Фото: Andrew Medichini / AP
В конце 2022 года стало известно, что Тим Бёртон встречается с актрисой Моникой Белуччи, которой отвел роль в фильме «Битлджус-2». Выход картины запланирован в 2024-м
На фото: Моника Белуччи (в центре) и другие кинематографисты поздравляют Тима Бёртона, получившего премию «Люмьер» за выдающиеся заслуги в кинематографе, 2022 год
Фото: Dominique Charriau / WireImage / Getty Images