12 сентября исполняется 90 лет народной артистке СССР Татьяне Дорониной. Она сыграла не менее чем в 15 фильмах и 50 спектаклях, единолично возглавляла МХАТ имени Горького около 30 лет. Как сложилась жизнь и карьера актрисы — в фотогалерее «Ъ».
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Отец актрисы воспитывался в семье старообрядцев-выкрестов, но в молодости перебрался в город и выучился на повара: «Всю жизнь отец прожил по заветам старой веры. До конца дней не пил и не курил. Несмотря на то что всегда работал, как говорят, "при кухне", никогда не своровал ни крошки»
Фото: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС
«Я всегда — кошка без хозяина»
В 1956 году Татьяна Доронина окончила Школу-студию имени Немировича-Данченко и попала по распределению в Волгоградский областной драматический театр имени Горького. Но проработала там только один неполный сезон
Фото: РИА Новости
«Я живу в придуманных мирах придуманных людей и считаю эту жизнь настоящей»
С 1956 по 1959 год актриса служила в Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола
На фото: актеры Татьяна Доронина (слева), Лидия Смирнова (вторая справа) и Михаил Жаров на ММКФ, 1969 год
Фото: Евгений Умнов / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Я могу работать только с режиссером, который в меня влюблен»
С 1959 по 1966 год Татьяна Доронина служила в Большом драматическом театре, где исполняла роли Надежды Монаховой в спектакле «Варвары», Софьи из «Горе от ума», Маши в пьесе «Три сестры» и Настасьи Филипповны по роману «Идиот» Федора Достоевского. С режиссером Георгием Товстоноговым Татьяна Доронина проработала всего семь сезонов, но считается его любимой актрисой
На фото: актрисы БДТ Светлана Коркошко (слева) и Татьяна Доронина после спектакля «Три сестры», 1968 год
Фото: РИА Новости
«Уехав из Ленинграда, я наступила себе на горло, совершила предательство по отношению к театру. Это ошибка, за которую я плачу по сей день»
В 1966 году из-за проблем в личной жизни актриса переехала из Ленинграда в Москву и поступила в МХАТ. Там она сыграла в спектаклях «На дне», «Три сестры», «Братья Карамазовы», «На всякого мудреца довольно простоты» и других
Фото: Денчук / РИА Новости
В конце 1960-х годов на экраны вышли три главных фильма Татьяны Дорониной: «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь» Георгия Натансона. После этого читатели журнала «Советский экран» трижды признавали ее лучшей актрисой года (1967, 1968 и 1973 годы)
На фото: актеры Татьяна Доронина и Олег Ефремов на съемках фильма «Три тополя на Плющихе», 1968 год
Фото: РИА Новости
«Будущее нельзя планировать. Помните, у Михаила Булгакова есть замечательная фраза о ниточке, которую легко можно перерезать? Так что нужно нормально ко всему относиться и понимать, что в этом плане ты определяешь очень мало»
В 1972 году актриса перешла в Московский академический театр имени Маяковского, где сыграла в постановках «Беседы с Сократом», «Кошка на раскаленной крыше» и «Чайка». Однако спустя 14 лет Татьяна Доронина снова вернулась во МХАТ
На фото слева направо: актеры Борис Левинсон, Евгений Леонов, Александр Лазарев и Татьяна Доронина в спектакле «Человек из Ламанчи», 1972 год
Фото: Михаил Строков / ТАСС
«Битвы дорого обходятся победителям. Слишком дорого. Жизнью платят»
В июле 1987 года МХАТ раскололся на два театра, которые сейчас известны как МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького. После разделения Татьяна Доронина возглавила МХАТ имени Горького. Как режиссер она поставила в нем не менее 20 спектаклей, в том числе «Зойкина квартира», «Белая гвардия», «Прощание в июне»
На фото слева направо: Татьяна Доронина, первый зампредседателя президиума Верховного совета СССР Василий Кузнецов, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и композитор Евгений Жарковский на вручении госнаград в Кремле, 1981 год
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
В профессиональной среде актриса Татьяна Доронина известна непростым характером, причины которого режиссер Андрей Кончаловский описал так: «Она была безумно и как-то совсем не по-советски красива: синие-синие глаза, кукольное лицо, грива длинных светлых волос. И, несмотря на весь этот нежный облик, было в ней что-то хищное, даже дьявольское. Я не мог выдержать ее взгляд дольше трех секунд. Никто не мог. И она так жила: с ощущением, что ей в этой жизни можно все»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Татьяна Доронина выходила замуж пять раз. Ее супругами стали актер Олег Басилашвили, театровед Анатолий Юфит, драматург Эдвард Радзинский, актер Борис Химичев и работник Главного управления нефтепромышленности Роберт Тохненко. После развода Эдвард Радзинский говорил: «Не важно, какой Доронина человек, главное — какая она актриса. Ее беда — в масштабе личности, а характер — несчастное продолжение таланта, и если вы ее любите — терпите»
На фото: телеведущий Урмас Отт (справа) перед интервью с Татьяной Дорониной (вторая слева), 1998 год
Фото: Коммерсантъ / Сергей Воронин
Татьяна Доронина единолично руководила МХАТом имени Горького на протяжении 31 года. В декабре 2018 года театр возглавил Эдуард Бояков. Ранее он руководил театром «Практика». Татьяна Доронина стала президентом МХАТа имени Горького — этот почетный пост специально для актрисы ввел Минкульт. Позже господин Бояков покинул МХАТ
На фото: с президентом России Владимиром Путиным
Фото: Sergei Chirikov / Pool / AP
В январе 2019 года Татьяна Доронина в последний раз сыграла главную роль в спектакле «Васса Железнова» во МХАТе имени Горького. С тех пор она почти не появляется в театре и на публике. Редким исключением стала церемония вручения ей ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени в Кремле
На фото справа налево: композитор Александра Пахмутова, Татьяна Доронина, почетный председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов и сенатор от Белгородской области Николай Рыжков в Кремле, 2019 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
«Закон "радуйся" — мудрый и единственный — не усвоен мною. Я требую от жизни того, чего требовать нельзя и грех, — справедливости. Это грех, потому что "справедливость" определяет кто-то свыше, не людское это дело. У каждого своя справедливость, своя правда и своя боль. Не надо требовать, надо всего-навсего самой лично существовать, последовательно и всегда — в добре и всепрощении»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов