С сентября 2022 года в Воронежском техническом госуниверситете работает лаборатория беспилотных авиационных систем. Студенты под руководством преподавателей профильных кафедр разрабатывают и собирают БПЛА самолетного и вертолетного типа, в том числе FPV-дроны, особенно востребованные в последнее время. Как организована сборка беспилотных аппаратов в ВГТУ — в фотогалерее «Ъ-Черноземье».
Учебно-производственный комплекс беспилотных авиационных систем расположился в новом здании ВГТУ. Здесь проводится разработка и изготовление отечественных компонентов БПЛА — в частности, силовых несущих элементов (рам), а также компонентов связи и управления
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
В лаборатории производят учебные беспилотные аппараты мультироторного типа — легкий FPV (грузоподъемностью до 2 кг) и средний FPV (до 4 кг). Также проектируются и испытываются отечественные компоненты БПЛА самолетного типа — элементы конструктивно-силовой схемы, управления и связи
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
На первом этапе собирают раму квадрокоптера, адаптированную под задачи конкретного БПЛА. На раму монтируются прочие детали. Пока они закупаются в Китае, но ведутся работы по импортозамещению отдельных элементов
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Рамы изготавливаются из углепластика («карбона»)
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
После предварительных операций аппарат идет на паяльные станции. Там монтируются элементы электрических систем, систем управления и связи
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Кроме того, выполняется монтаж камеры. В FPV-аппаратах оператор, находящийся в очках, от первого лица управляет квадрокоптером через камеру аппарата — так, будто он находится на борту
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
БПЛА самолетного типа — одна из разработок студентов под руководством преподавателей кафедры самолетостроения. Пока опытный образец изготавливается из материалов на основе древесины (для подтверждения заложенных характеристик). После испытаний и доработок будет приниматься решение о серийном выпуске «с внедрением в конструкцию и системы прогрессивных отечественных технологий и компонентов, которые будут конкурентноспособны в сравнении с зарубежными аналогами». Планируется установить на беспилотник отечественный поршневой двигатель разработки ВГТУ
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Изготовленный в лаборатории воздушный винт для поршневого двигателя внутреннего сгорания из полимерного композита. У опытных партий материал оснастки — на основе древесноволокнистой плиты
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Плоские элементы сложной конфигурации обрабатываются на фрезерном станке с числовым программным управлением. Так получают компоненты силовых рам квадрокоптеров, а также поперечные элементы корпуса и крыла беспилотников самолетного типа
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Моделирование будущего беспилотника
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Пока на изделия устанавливаются покупные двигатели, но ВГТУ при содействии двух воронежских предприятий разрабатывает свои образцы. Некоторые из них уже проходят опытные испытания
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
В лаборатории работают студенты различных специальностей и направлений подготовки под руководством ведущих преподавателей и сотрудников вуза
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Производимые аппараты вертолетного и самолетного типов можно использовать для аэрофотосъемки, перемещения небольших грузов, а также для обучения
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Изготовленный в лаборатории квадрокоптер с подсоединенной батареей. Продолжительность его полета — около 40 минут в оптимальном режиме. Скорость — около 40 км/ч
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов
Готовые изделия проходят испытания. На них студенты учатся управлять полетом, но пока — только в оборудованном помещении вуза
Фото: Коммерсантъ / Андрей Архипов