150 лет назад, 26 октября 1873 года, родился скульптор, график, передвижник и яркий представитель модерна Николай Андреев. Его памятники стали неотъемлемой частью Москвы — мрачный Гоголь на Никитском бульваре, задумчивый Островский у Малого театра, однако главной работой всей жизни Андреева был цикл портретов Ленина, один из которых стал частью оформления партбилета КПСС. Что еще создал заслуженный деятель искусств РСФСР — в фотогалерее «Ъ».
Николай Андреев родился, работал и большую часть жизни провел в Москве. Будучи сыном плотника, в 12 лет он поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, которое окончил в 1891 году в звании ученого рисовальщика. Около года юный график работал на текстильной фабрике в Серпухове, однако потом вернулся в Строгановку в качестве преподавателя. Параллельно Андреев обучался на отделении скульптуры в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда выпустился в 1901 году
Фото: Wikipedia
После окончания училища Андреев побывал на Всемирной выставке в Париже, посетил французские художественные школы, а также выполнил ряд портретов близких по духу писателей и художников, в том числе Льва Толстого, Ильи Репина. Большое влияние на скульптора оказали передвижники, в 1904 году он присоединился к объединению. К раннему периоду его творчества относится скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий фасад столичной гостиницы «Метрополь»
Фото: Юрий Феклистов / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Барельеф Георгию Победоносцу на фасаде Третьяковской галереи (1900-е) — еще одна из немногих ранних работ скульптора, сохранившихся в Москве. В самой галерее хранится большая часть наследия Андреева, переданная его вдовой Марией Гортынской: около 1 тыс. графических произведений, более 1 тыс. фотографий и около 200 скульптур
Фото: Коммерсантъ / Алексей Филиппов
Один из самых известных проектов скульптора — памятник Николаю Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (ныне Гоголевском), открытый в 1909 году к 100-летию писателя. Работу над монументом Андреев начал тремя годами ранее с изучения жизни и творчества классика. В результате писатель предстал перед москвичами в трагическом облике, отражающем его душевный кризис. Спустя 40 лет статуя была перемещена во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В том же году Андреев увековечил память доктора Федора (Фридриха Йозефа) Гааза. Скульптор создал бронзовый бюст на гранитном пьедестале с любимой фразой гуманиста: «Спешите делать добро». Памятник разместили в Малом Казенном переулке во дворе Полицейской больницы для бездомных, открытой по инициативе врача (сейчас там располагается НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков). Брать плату за работу скульптор отказался
Фото: Wikipedia
После Октябрьской революции Андреев занялся выполнением ленинского плана монументальной пропаганды. Так, он создал статую Свободы для памятника Советской Конституции перед Моссоветом. Обелиск был дополнен его скульптурой при повторном открытии летом 1919 года. В основу эскиза легло переосмысление древнегреческой статуи Ники Самофракийской, которую художник видел в Лувре. Весной 1941 года скульптуру взорвали
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В рамках плана монументальной пропаганды в феврале 1919 года на площади Революции у стены Китай-города в Москве появилась и другая работа Андреева — памятник Жоржу Жаку Дантону. Монумент герою Великой французской революции, обезглавленному в 1794-м, представлял из себя гигантскую квадратную голову, водруженную на постамент. Но даже для советской России он оказался слишком экстравагантным, поэтому по решению Моссовета его вскоре убрали
Фото: Historica Graphica Collection / Heritage Images / Getty Images
Скульптор безвозмездно изготовил монументы публицистам Александру Герцену (на фото) и Николаю Огареву. Сроки были сжатыми, поэтому Андреев привлек к работе своего брата Вячеслава, но даже вдвоем они уложиться не сумели: в январе 1920 года, к 50-летию со дня смерти Герцена, состоялась только закладка, а открыты памятники были в декабре 1922-го. Из-за нехватки денег вместо бронзы монументы были выполнены из бетона и мраморной крошки
Фото: Vladimir OKC / Wikimedia
Бетонного рабочего, внимательно рассматривающего деталь в своей руке, установили в 1925 году в столичном сквере на площади Крестьянской Заставы. В 1960-м памятник был взят под государственную охрану
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
Последняя законченная скульптура Андреева посвящена драматургу Александру Островскому. Памятник был заложен весной 1923-го рядом с Малым театром на площади Свердлова (сейчас — Театральная), когда в Москве шли торжества в честь 100-летия со дня рождения писателя. Подготовительные работы начались спустя два года, а открыли бронзовый монумент только в 1929-м. Драматург в домашнем халате сидит в задумчивости и держит в руках карандаш с бумагой
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
По заданию Совнаркома Андреев создал более 200 графических и порядка 100 скульптурных портретов Ленина. В основу этого цикла легли рисунки, сделанные во время выступления большевистского лидера на заседаниях ВЦИК и работы в кремлевском кабинете. Эти портреты стали образцом для всех последующих поколений советских художников: их было удобно тиражировать на плакатах, а один из образов Ленина был даже размещен на партбилете КПСС, а затем и КПРФ, став каноническим. Андреев занимался ленинианой вплоть до самой смерти в 1932 году
Фото: Wikipedia