18 октября 1991 года был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». В Советском Союзе второй половины XX века политических заключенных официально не было. Нет официально политзаключенных и в России XXI века. Некоторые правозащитные организации с таким утверждением не согласны. Они самостоятельно ведут список тех, кто оказался под следствием, например, за записи в социальных сетях, сообщения в чатах или выступления среди коллег с осуждением действующей политики власти. В галерее «Ъ-СПб» те, кто в этих списках состоит.
30 октября. День Памяти жертв политических репрессий. Соловецкий камень на Троицкой площади Петроградской стороны
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Олег Белоусов стал первым петербуржцем, осужденным за мнение о проведении российскими властями специальной военной операции на территории Украины. В марте 2023 года его приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы по двум статьям: «фейки о российской армии», ст. 207.3 УК РФ, и «распространение призывов к экстремизму», ст. 280 ч. 2 УК РФ. Причиной стало несколько сообщений о проведении СВО в чате кладоискателей в социальной сети «ВКонтакте».
Прямая речь:
— Я не насильник, не вор. <...> Я знаю, что такое война, — воспитан бабушкой, мамой и старшей сестрой с неприятием к агрессии и лжи. Я сугубо гражданский человек без милитаристских амбиций, против войны и разрушения городов. Ненависти и вражды ни к кому не испытываю, экстремистской деятельностью не занимался, умысла кого-то дискредитировать у меня не было
Фото: Коммерсантъ / Алексей Душутин
Житель Ленинградской области, оппозиционный активист и предприниматель Дмитрий Скурихин несколько лет расписывал фасад своего магазина политическими лозунгами. После начала специальной военной операции, в частности, писал призывы остановить боевые действия на территории Украины и требования отставки президента России. В начале августа 2023 года приговорен к полутора годам лишения свободы в колонии общего режима за повторную дискредитацию армии России (ч. 1 ст. 280.3 УК РФ). Причиной стали несколько плакатов, которые активист изготовил самостоятельно: Дмитрий Скурихин выступал против мобилизации и поддерживал Украину.
Прямая речь:
— Свобода слова — это залог сохранения, развития и процветания любых обществ и стран. Без свободы слова, без возможности гражданам безбоязненно излагать свою точку зрения — страна обречена на гибель. <...> Невозможно решить никакую проблему без свободы слова. Я до мозга костей приверженец этой идеи: свобода слова — это залог существования нашей страны. И я отстаиваю ее.
Фото: Коммерсантъ / Андрей Бок
В конце августа участницу движения «Демократический Петербург — Мирное сопротивление» Ольгу Смирнову приговорили к шести годам за «фейки о российской армии» по мотивам политической ненависти или вражды (ст. 207.3 УК РФ «Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании ВС РФ»). Ложь правоохранительные органы усмотрели в нескольких постах о СВО в группе движения «ВКонтакте». По мнению следствия, информация в них не соответствует официальным заявлениям Министерства обороны РФ.
Прямая речь:
— Да, я враг, и враг открытый. Это наследственное. Я не простила этой злой силе ни трех бабушкиных братьев, отправленных на десять лет в лагеря за частушку про пятилетки. Из них вернулся лишь один в 1956-м. Не простила десять лет на лесоповале за работу 1 мая в своем огороде и шутку про «выполнение своей пятилетки» для сестры моей прабабушки по отцовской линии. И видя, что это зло вернулось, моим долгом было крикнуть: «Будь ты проклято!»
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
На следующий день после приговора Ольге Смирновой реальный срок получил еще один житель Петербурга — иеромонах Иоанн Курмояров. Его приговорили к трем годам колонии общего режима за «фейки о российской армии». Священник выкладывал видеоролики на своем YouTube-канале «Православный виртуальный приход», в которых критиковал руководство РПЦ и обсуждал специальную военную операцию на территории Украины.
Прямая речь:
— Я монах и богослов, человек, движимый законами добра и любви <...> Вера, если не имеет дел, ничего не стоит. Мне тяжело принять ситуацию, когда с обеих сторон конфликта христиане. С моей точки зрения, нет будущего у русской цивилизации и мира без любви.
Фото: Коммерсантъ / Константин Леньков
Петербургская художница Александра Скочиленко стала первой, кого задержали по ст. 207.3 в Петербурге. Девушка находится в СИЗО уже более полутора лет за листовки, на которые она заменила ценники в продуктовом магазине. На «ценниках» содержались высказывания о ходе военной операции на территории Украины. Как и в делах других осужденных и задержанных по этой статье, следствие считает, что информация на ценниках не соответствует официальной позиции МО РФ.
Прямая речь:
— Я этими действиями вовсе не хотела будоражить сознание армии. Я хотела, чтобы это принесло мир. <...> Я хотела таким образом хотя бы немного приблизить мир, чтобы люди разделили мою позицию. Я не могла иначе. Моей целью было просто проинформировать людей, чтобы они задумались, насколько важна человеческая жизнь. Как важно прийти к мирному урегулированию конфликта.
Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова
Викторию Петрову арестовали в мае 2022 года. И в этом деле причиной стали посты в соцсетях о спецоперации и репосты видеороликов некоторых журналистов, в которых критиковались действия российской армии.
Прямая речь:
— Мне вменяют распространение недостоверных сведений о войсках РФ, но я хочу заметить, что, помимо статистики Минобороны, существуют еще независимые СМИ, журналисты с хорошей деловой репутацией, официальные данные органов других стран, экспертные оценки, а также свидетельства очевидцев боевых действий.
Фото: Коммерсантъ / Алексей Душутин
Уже больше года в СИЗО по статьей о «фейках» сидит режиссер-документалист и автор независимого журнала «Дискурс» Всеволод Королев. Причиной также стали посты на странице «ВКонтакте» о ходе СВО, ситуации в Буче, Бородянке и Донецке.
Прямая речь:
— Всегда важно знать правду. Сейчас моя страна больна, но рано или поздно это пройдет.
Фото: Коммерсантъ / Алексей Душутин
В октябре прошлого года по 207 статье задержали еще одного петербуржца — публициста, политолога, 62-летнего пенсионера Евгения Бестужева. «Фейки об армии» нашли в 27 публикациях, которые господин Бестужев сделал на своей странице «ВКонтакте». В них он критиковал российскую власть и выступал против проведения СВО.
Фото: Коммерсантъ / Алексей Душутин
64-летнего жителя калининградской области Игоря Барышникова за «распространение ложной информации о российской армии» суд приговорил к 7,5 годам лишения свободы в июне 2023 года. В соцсетях мужчина публиковал посты о действиях российской армии на территории Украины. В них следствие и рассмотрело ложную информацию.
Прямая речь:
— Я воспринимаю происходящее не иначе, как политическую расправу. Дело сфабриковано и сфальсифицировано. <...> В обвинительном заключении есть одна правдивая строчка — “пострадавших от действий Барышникова нет”.
Фото: соцсеть Игоря Барышникова
Активиста Игоря Мальцева в сентябре прошлого года приговорили к трем годам и восьми месяцам колонии общего режима по обвинению в хулиганстве «по мотивам политической и идеологической ненависти к военнослужащим» (ч. 2 ст. 213 УК РФ). На Масленицу молодой человек сжег чучело в форме военнослужащего ВС РФ.
Прямая речь:
— Я не проявлял ненависти. Наш перформанс был мирным и не призывал к насилию, а наоборот. Являюсь убежденным пацифистом. Проходил альтернативную службу, а мой отец — ветеран чеченской войны. Я сжигал чучело лишь с одной целью: чтобы любые военные действия прекратились, так как гибнут люди.
Фото: группа поддержки в телеграмме
В 2021 году акционист Павел Крисевич вышел на Красную площадь, где дважды выстрелил в воздух шумовыми патронами, а затем направил пистолет на себя. Акциониста обвинили в хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и в 2022 году осудили по этой статье на пять лет. Еще через год, после этапа «доследования», суд утвердил прежний приговор. Павел Крисевич на заседании утверждал, что его перформанс был направлен на «устранение собственного страха» перед «политическими репрессиями» в России.
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Политика Андрея Пивоварова отправили за решетку в июле прошлого года. Суд признал его виновным в управлении «нежелательной организацией» (ст. 284.1 УК) из-за руководства платформой помощи оппозиционным кандидатам «Объединенные демократы». Следствие и суд посчитали, что проект связан с британской организацией Оpen Russia Civic Movement (организация признана нежелательной на территории России). В последнем слове Андрей Пивоваров заявил, что считает себя невиновным, а дело — политически ангажированным.
Прямая речь:
— Пускай сейчас тех, кто выступает за будущее, топчут и сажают, я знаю, прогресс не остановить, перемены к лучшему неизбежны, и они не за горами. До встречи в нашей новой, желательной и открытой России.
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Родников