35 лет назад состоялся полет орбитального космического корабля многоразового использования «Буран». На Западе его критиковали за схожесть с американскими шаттлами, но признавали техническое превосходство: советский челнок первым приземлился в автоматическом режиме. Как отечественные и зарубежные СМИ рассказывали о последнем крупном достижении СССР в космической гонке — в материале «Ъ».
Стартовый комплекс «Энергия — Буран» на Байконуре
Фото: РКС
Сборка «Бурана» на Тушинском машиностроительном заводе
Фото: buran.ru
Генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации
Фото: Ростех
Сравнение моделей космических систем «Энергия — Буран» (на фото слева) и Space Shuttle
Фото: Christo / Wikipedia
Программа стала самой дорогостоящей и трудоемкой в истории советской космонавтики. Свыше 6 тыс. испытаний проводилось при экспериментальной отработке
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Схема орбитального корабля «Буран»
Фото: РИА Новости
Ресурс советского челнока был рассчитан на 100 полетов по маршруту Земля — орбита — Земля, потенциальный срок службы «Бурана» — 10 лет
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Космолет мог взять на борт до десяти человек, однако первый пуск проводился без экипажа
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Испытания челнока в атмосфере проводили две группы летчиков, командиром которых был назначен Игорь Волк (на фото). Планировалось, что он будет управлять «Бураном» во время первого пилотируемого полета. Всего в разное время летать на советском шаттле учились 10 военных и 11 гражданских космонавтов
Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС
Предстартовая подготовка ракеты-носителя «Энергия» и «Бурана» в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
До Байконура «Буран» добирался по земле, воде и воздуху. По территории космодрома систему перевозили с помощью транспортно-установочного агрегата, который представлял собой самоходный автопоезд с тягачами и прицепом
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Стартовая масса ракеты «Энергия» с кораблем «Буран» составляла 2400 тонн
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Старт «Бурана» транслировали в прямом эфире
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Центр управления полетами во время приземления корабля
Фото: Николай Акимов / Фотохроника ТАСС
За 205 минут полета советский челнок совершил два витка вокруг Земли и сел на аэродроме «Юбилейный»
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Аэродром «Юбилейный» с усиленной ВВП был построен специально для приема «Бурана» на космодроме Байконур. Длина посадочной полосы — 4,5 км, ее толщина достигала полуметра
Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС
Во время взлета и посадки космолет сопровождал истребитель МиГ-25 под управлением летчика Магомеда Толбоева (слева). Он был «глазами» Центра управления полетами там, где визуальный контроль был невозможен. Также на борту перехватчика находился видеооператор Сергей Жадовский
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрия», созданный для транспортировки «Бурана», совершает перелет с космодрома Байконур
Фото: Игорь Костин / РИА Новости
Единственный оставшийся летный экземпляр космического корабля «Буран» хранится в одном из ангаров Байконура в плачевном состоянии
Фото: Коммерсантъ / Александр Каунас
Полноразмерный макет «Бурана» находился в подмосковном Жуковском и использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году его установили на Пушкинской набережной Москвы-реки в ЦПКиО имени Горького
Фото: Дьячков Василий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Летом 2014 года копию челнока доставили из столичного парка Горького на ВДНХ
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов