100 лет назад, 13 января 1924 года, родился французский танцовщик, хореограф и балетмейстер Ролан Пети, известный постановками «Кармен», «Собор Парижской богоматери» и «Пиковая дама». Достижения признанного классика балета XX века и первого иностранца, получившего Государственную премию РФ,— в фотогалерее «Ъ».
Ролан Пети родился в семье владельца парижского бистро. В 9 лет он начал обучение в балетной школе при Парижской опере и в 1941 году попал в кордебалет оперы. Вне стен театра он брал уроки драмы и джаза, в годы фашистской оккупации устраивал с единомышленниками концерты, самостоятельно сочиняя для них балетные номера
Фото: Serge DEВ SAZO / Gamma-Rapho / Getty Images
«Самые замечательные артисты оказались заперты в Париже. В 15 лет я перезнакомился со всеми. Они мне очень помогали, и к концу войны ремесло хореографа было уже у меня в руках»
Фото: © Collection Roger-Viollet / Roger-Viollet / AFP / Collection Roger-Viollet / Roger-Viollet / AFP
Быстро став своим в кругу парижской интеллектуальной элиты, Ролан Пети создал собственную, первую независимую балетную труппу Франции — «Балет Елисейских Полей», где занял пост балетмейстера. В 1948 году создал новую труппу — «Балет Парижа». Его прима-балериной стала Рене (Зизи) Жанмер — будущая жена Пети, с которой он прожил всю жизнь
Фото: AFP
В 1948 году 24-летний хореограф поставил балет «Кармен», премьера которого прошла в Лондоне. Главную партию исполняла Зизи Жанмер. Балет стал сенсацией: четыре месяца без перерыва он шел в Лондоне, два месяца в Париже и три месяца в США. «В Канаде его даже запретили как порнографический — там такая сцена в комнате на кровати, просто скандал был. Зизи 2 тыс. раз танцевала Кармен, а всего балет прошел 5,5 тыс. раз»,— вспоминал о постановке Ролан Пети
Фото: Michel Lipchitz / AP
Театральный критик Татьяна Кузнецова: «Благодаря отваге Пети, дерзко поженившего бытовую пантомиму и акробатику с романтической патетикой и классической техникой танца, на подмостки ворвался современный Париж... Такого в театре не делали никогда: на сцене дрались, занимались любовью, курили, воровали, резали друг другу горло, вертели пируэты на столах и отбрасывали арабесками попавшие под ногу стулья»
На фото: с артистом балета Рудольфом Нуреевым, 1968 год
Фото: Philippe Bataillon / Ina / Ina / AFP
В 1953 году хореограф получил приглашение в Голливуд, где работал и как хореограф, и как танцовщик, участвуя в съемках фильмов-мюзиклов. В 1965 году он поставил в Парижской опере двухактный «Собор Парижской Богоматери» — свой главный, по мнению критиков, шедевр. Роль Квазимодо на премьере исполнил сам балетмейстер
Фото: Jean-Pierre Couderc / Jean-Pierre Couderc / Roger-Viollet / AFP
В 1972 мэр Марселя пригласил хореографа оказать поддержку балетной труппе Марсельского оперного театра. В результате был основан «Балет Марселя», которым Пети руководил 26 лет. Первая постановка — балет о Владимире Маяковском «Зажгите звезды» (поэтом Пети увлекся после знакомства с Лилей Брик)
На фото: с руководителем труппы Американского театра балета Михаилом Барышниковым в июне 1988 года
Фото: Michel Lipchitz / AP
В 1974 году «Балет Марселя» впервые приехал в СССР, однако о Ролане Пети в стране знали задолго до этого: еще в 1969 году «Собор Парижской Богоматери» привозила на гастроли Парижская опера. В 1978 году этот балет поставил у себя Кировский театр, в 1988 году Большой театр показал «Сирано де Бержерака». Театральный критик Татьяна Кузнецова: «Когда наши театры в очередной раз заходили в тупик, на помощь звали знаменитого мэтра. Его спектакли — сюжетные, эмоциональные, актерские — для советского балета были умеренной прививкой авангарда»
Фото: Александр Макаров / РИА НОВОСТИ
В 2001 году специально для Большого театра Пети придумал и поставил эксклюзивный спектакль, который вывел главную государственную труппу из затяжного кризиса — балет «Пиковая дама». Все его создатели получили Государственную премию — Ролан Пети стал первым иностранным ее обладателем. В 2003 году он перенес в Москву «Собор Парижской Богоматери», в 2010 — «Юношу и смерть»
Фото: Gianni Giansanti / Gamma-Rapho / Getty Images
«Самое великое для меня — это русские танцовщики и Фред Астер (американский актер и танцор.— "Ъ"). Потом я много работал с русскими — Плисецкой, Васильевым, Барышниковым, Макаровой, Нуреевым,— со всеми. Больше всех любил Нуреева. Человек он был потрясающий. Немножко как Цискаридзе»
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин
Ролан Пети — кавалер Ордена Почетного легиона и лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства. Автор более 150 балетов и номеров для танцовщиков всего мира. Он ставил спектакли на сценах Италии, Германии, Англии, Канады, Кубы, Японии, Китая. В 2004 году японский министр культуры наградил его Орденом Восходящего солнца «за беспрецедентный вклад в историю балета». В 2008 году балетмейстер был удостоен премии китайского правительства «за вклад в развитие танцевального искусства Китая»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Ролан Пети скончался в возрасте 87 лет в Женеве 10 июля 2011. Диагнозом стал острый миелоидный лейкоз. Его дочь Валентина-Роз-Арлетт Пети продолжила дело отца, став танцовщицей и актрисой
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко