Фото 18.04.2024, 15:14 100 лет московскому автобусу Как развивался самый популярный наземный транспорт в столице 100 лет назад, 18 апреля 1924 года, в Москве появилось регулярное автобусное сообщение. Как менялись автобусы на столичных улицах — в фотогалерее «Ъ». «Предками» автобусов в Москве считаются запущенные в 1847 году линейки, представлявшие собой конные повозки на 10–14 мест с крышей, но без окон. Во время дождя пассажиры укрывались от воды кожаными занавесками. Линейки курсировали по трем маршрутам в центре города Фото: Валентин Серов 17 июля 1907 года в Москве запустили первую частную автобусную ветку от Марьиной Рощи до Останкино. Она принадлежала графу Александру Шереметеву. В летний сезон на ней курсировали два открытых автобуса — «Даймлер» (8 мест, на фото) и NAG (12 мест). Стоимость проезда составляла 15 копеек Фото: Автор неизвестен 18 апреля 1924 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства Москвы организовало регулярное автобусное сообщение. Было запущено несколько автобусов: сначала по дачной линии Пресненская застава—Серебряный Бор, а затем и в черте города от Каланчевской (ныне Комсомольской) площади до Белорусского вокзала. Изначально курсировали восемь автобусов английской фирмы «Лейланд». Они были способны развивать максимальную скорость 30 км/ч и вмещали по 28 человек Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ С 1929 года производились первые советские автобусы: на Ярославском автозаводе выпускали Я-6 на 36 мест на базе грузовика Я-5, а на заводе АМО (в дальнейшем автозавод имени Сталина, или ЗИС) — ЗИС-8, а потом и ЗИС-16 (на фото). Во второй половине 1930-х годов автобусы стали появляться не только на окраинах города, но и на центральных магистралях, где они стали заменять трамваи Фото: Николай Кубеев / ТАСС В начале Великой Отечественной войны большая часть автопарка начала обслуживать Красную армию, остальные работали на нужды гостиниц или противовоздушной обороны. В 1945 году было заново открыто 15 автобусных маршрутов протяженностью 155 км. За год 408 автобусов перевезли 45,8 млн человек На фото: автобусы рядом с Белорусским вокзалом в 1946 году Фото: Кулешов Николай / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ В 1946 году автозавод имени Сталина выпустил новую марку автобуса ЗИС-154, рассчитанного на 34 сидячих и 26 стоячих мест. Автобус имел ряд недостатков, в дальнейшем он был заменен на более удачную версию ЗИС-155, курсировавшую до 1962 года На фото: автобусные экскурсии рядом с МГУ в 1953 году Фото: Гостев Алексей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ В 1950-х годах быстрая застройка окраин города и массовое снятие трамвайных путей привело к тому, что автобус стал основным наземным пассажирским транспортом Москвы. В 1963 году объем перевозок на автобусе сравнивался с объемами перевозок на метро, чуть раньше он перегнал троллейбус и трамвай Фото: Умнов Евгений / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ В 1956 году устаревший ЗИС-155 вытеснила модель ЗИС-158 (или ЛиАЗ-158, так как производство автобусов перенесли на Ликинский завод в Подмосковье), ставшая основной маркой автобусов в Москве в 1960-х годах. В середине 1960-х всего на московских улицах курсировало почти 4,5 тыс. автобусов Фото: Лихач Римма / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ В 1967 году с конвейера Ликинского завода сошел первый ЛиАЗ-677, который впоследствии стал одним из самых популярных автобусов за всю историю московского городского транспорта. Он производился до 1994 года и полностью пропал с московских улиц только в 2000-х годах Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров В 1970-х годах в Москве появились венгерские автобусы «Икарус-180», которые по виду напоминали гармошку. Еще их называли «пылесосами» и «скотовозами» за большую вместимость. В дальнейшем на смену «Икарусу-180» пришел «Икарус-280» Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ В 1970-х и 1980-х автобус продолжал удерживать ведущую роль в перевозках наземного транспорта, к 1988 году его доля увеличилась до 36%. Самые загруженные маршруты обслуживали «Икарусы», а менее напряженные — «ЛиАЗы» Фото: Медведева Наталья / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ В начале 1990-х из-за экономического кризиса автобусный транспорт пришел в упадок, восстановление началось только ближе к концу десятилетия. В 2000-е на московских улицах появились новые модели отечественных автобусов ЛиАЗ-529, а также белорусские МАЗ-103 (на фото) и венгерские «Икарус-415» Фото: Александр Бубнов / Wikipedia Сегодня на маршрутах Москвы работают такие модели автобусов, как ЛиАЗ-5292 и его удлиненная версия с гармошкой ЛиАЗ-6213, МАЗ-203, НефАЗ-5299 (от КамАЗа), а также укороченные ЛиАЗ-4292 и МАЗ-206 Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков С сентября 2018 года на дорогах Москвы также курсируют электробусы, первый маршрут был пущен из ВДНХ в Бибирево. В 2023 году было введено рекордное количество электробусов — транспорт вышел на 39 маршрутов, а также полностью заменил автобусы на 35 маршрутах. На сегодня на автобусах и электробусах пассажиры в среднем в рабочий день совершают свыше 3,2 млн поездок Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров Другие фотогалереи Открытие Олимпиады в Париже И кнут, и пряник Париж на низком старте Прокатная десятка Были наши Лучшие фото недели Все галереи