45 лет назад, 25 мая 1979 года, состоялся первый закрытый показ философской драмы Андрея Тарковского «Сталкер». Фильм-притча не только стал новой вехой в творчестве самого режиссера, но и повлиял на мировой кинематограф: визуальные приемы, использованные в картине, до сих пор вдохновляют отечественных и зарубежных кинематографистов. «Ъ» и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» публикуют редкие кадры со съемок «Сталкера».
Фильм поставлен по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Работать над сценарием братья вместе режиссером Андреем Тарковским начали еще в 1974 году. Первоначально картина называлась «Машина желаний». Однако в результате длительной подготовки текста (сценарий переписывался более десятка раз), а также дальнейших его переделок во время съемочного процесса от исходного произведения осталось только понятия «Зона» и «Сталкер» На фото: оператор Александр Княжинский и режиссер Андрей Тарковский (справа) на съемках «Сталкера»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Картина рассказывает о проводнике — Сталкере, который ведет Профессора и Писателя в запретную Зону, где, по слухам, когда-то упал метеорит и появилась таинственная Комната, исполняющая заветные желания. И хотя вход недалеко, по Зоне разбросаны смертельно опасные ловушки. По задумке режиссера черно-белые кадры показывают происходящее за пределами Зоны, а цветные — внутри
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Съемки картины начались весной 1977-го. Летом того же года, когда многие сцены были отсняты, большая часть материала оказалась браком. Обвиняли всех: от проявочного цеха до оператора. «Бурая муть по краям кадра, отсутствие нормальных глубоких черных теней, нерезкость»,— описывал механик съемочной аппаратуры Борис Прозоров. По одной из версий, пленку мог испортить сам режиссер, чтобы воплотить в жизнь новую концепцию «Сталкера»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Впервые Анатолий Солоницын (на фото слева) сыграл у Андрея Тарковского в фильме «Андрей Рублев». За ним последовали «Солярис» и «Зеркало». «Сталкер», где Солоницын исполнил роль Писателя, стал последней совместной работой актера и режиссера
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Изначально ключевые сцены должны были сниматься недалеко от города Исфара в Таджикистане — в месте с невероятным пейзажем и заброшенными угольными шахтами. Но в республике произошло крупное землетрясение, поэтому съемочной группе пришлось искать новую локацию. В результате на реке Ягала в Эстонской ССР, недалеко от Таллина, нашлась заброшенная электростанция, которая и стала основным местом съемок
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
В картине планировалось много зрелищных сцен, в том числе с использованием военной техники, а сам режиссер изначально рассматривал ее как «коммерческий» фильм. Однако в процессе съемок от спецэффектов отказались. «В фильме переплелись научная фантастика и метафизический кошмар, исповедь о вере и о любви. Это необыкновенное по своему внутреннему богатству произведение с первых же минут обращает на себя внимание необычной операторской работой, строгостью постановки, вдохновением, которое целиком пронизывает фильм-шедевр»,— писала о «Сталкере» французская газета France Soir
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
За время съемок Тарковский сменил трех операторов. Картину начинал снимать Георгий Рерберг, пленка с работой которого была испорчена. Вторым был Леонид Калашников, однако он не сработался с режиссером. На его место пришел Александр Княжинский (на фото). В общей сложности производство фильма заняло 33 месяца
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Во время работы над сценарием, худсовет настаивал, чтобы у персонажей были иностранные имена. Однако братья Стругацкие решили оставить героев безымянными и дать им прозвища. В фильме они упоминаются как Сталкер, Профессор и Писатель. По мнению ряда критиков, Профессор является символом научного материализма, Писатель отражает мировоззрение художника, а Сталкер воплощает в себе веру. Такой прием позволил вывести сценарий на новый уровень философского обобщения, приблизив его к притче
На фото (слева направо): актеры Анатолий Солоницын (Писатель), Александр Кайдановский (Сталкер), Николай Гринько (Профессор) на съемках фильма «Сталкер»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Образ Сталкера долго не устраивал Андрея Тарковского. В первоначальном варианте фильма он задумывался как некий аферист и уверенный в себе парень. Однако в процессе переработки сценария было принято решение изобразить главного героя юродивым. Роль исполнил Александр Кайдановский (на фото). Критики сравнивают Сталкера с князем Мышкиным — персонажем «Идиота» Достоевского, который был одним из любимых писателей Тарковского
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
В 1980-м картина получила приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале, в том же году Андрей Тарковский стал лауреатом премии имени Лукино Висконти конкурса «Давид ди Донателло» в Италии. «Сталкер» оказался последним фильмом, созданным Тарковским в СССР
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»