Арт-объект «Пермские ворота» — символ пермской культурной революции — на этой неделе был демонтирован. Об истории и значении памятника — в фоторепортаже «Ъ-Прикамье».
Арт-объект был создан художником и скульптором Николаем Полисским в 2011 году для местного музея современного искусства PERMM. Памятник находится у центрального железнодорожного вокзала Пермь II, в сквере 250-летия Перми. Он представляет собой куб из еловых бревен, образующий букву П, направленную на все четыре стороны света
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Снаружи расположение бревен кажется хаотичным, но внутри можно заметить четкую структуру, обеспечивающую равномерное распределение нагрузки на каркас. При строительстве было использовано 5,2 тыс. бревен, высота объекта — 12 м. Стоимость составила 9 млн руб. На фото: открытие арт-объекта «Пермские ворота», 2011 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
По задумке автора, арт-объект должен был напоминать о сплаве леса по прикамским рекам и начальной букве слова «Пермь». «Меня поразили две вещи — красивейшая река Кама и обилие лесов»,— признавался Николай Полисский. «Родился образ, как структурированная масса леса из воды поднимается наружу и материализуется в хаотичную структуру»,— пояснял он. На фото: художник Николай Полисский на открытии своего арт-объекта «Пермские ворота», 2011 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Согласно первоначальной концепции, «ворота» должны были светиться в ночное время. Кроме того, они должны были звучать благодаря интерактивной инсталляции пермского художника Андрея Побережника. Подходя к южной «ноге» «Пермских ворот», зритель мог услышать музыку, созданную специально для этого объекта
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Открытие «ворот» состоялось в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» 8 июня 2011 года. Оно прошло в формате уличного спектакля, сыгранного силами московского театра «Zавтра» Юрия Муравицкого: актеры, переодетые в рабочих, изображали строительство арт-объекта. После перформанса Николай Полисский разрезал не красную ленточку, а настоящую строительную ленту. На фото: губернатор Пермского края Олег Чиркунов (слева) и директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман во время осмотра арт-объекта «Пермские ворота», 2011 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Памятник вызвал неоднозначную критику со стороны жителей и творческой интеллигенции краевой столицы. Одни называли его «дровяником», другие считали символом города. В одном сторонники и противники сошлись: объект заметен и необычен
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Несколько раз арт-объект подвергался попыткам поджога. Впервые это произошло в ноябре 2011 года, второй случай пришелся на сентябрь 2012-го. Памятник практически не пострадал — распространению пламени помешал специальный огнезащитный состав, которым «ворота» были обработаны по завершении строительства. Сам автор проекта назвал эти акты вандализма «политической возней в искусстве». На фото: сотрудники милиции на фоне арт-объекта «Буква П» в Перми, 2011 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
За 13 лет бревна «Пермских ворот» заметно обветшали и приобрели характерный темно-серый цвет. В конце 2020 года объект признали аварийным. Планировалось, что его отремонтируют до конца 2022-го. В декабре того же года объект передали с баланса музея PERMM управлению капитального строительства Пермского края
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Слухи о возможном демонтаже арт-объекта в связи со строительством транспортной развязки для третьего моста через Каму начали появляться еще в 2023 году. На опубликованных эскизах проекта памятник отсутствовал
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Перенос исключался из-за невозможности разобрать, а затем собрать сгнившие деревянные конструкции. Строительство в другом месте новой копии арт-объекта оценивалось в 30–50 млн рублей
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В итоге из-за высокой степени износа объекта и начала подготовительных работ по строительству транспортного узла было принято решение о демонтаже «ворот»
Фото: ТГ «Без поддержки министерства культуры»
19 июня 2024 года начался снос арт-объекта. Николай Полисский так прокомментировал демонтаж своего детища: «”Пермские ворота” — не монументальная скульптура, она не претендует на вечное существование, но, конечно, жалко»
Фото: Юлия Усольцева