26 июня 1974 года в супермаркете Marsh в американском городке Трой сканер впервые считал цену отпускаемого товара со специального знака — прямоугольника с вертикальными полосками. Технология произвела революцию в сфере ритейла и вышла далеко за ее пределы. Как создавался и где сейчас применяется штрихкод — в фотогалерее «Ъ».
В октябре 1952 года американские исследователи Норман Джозеф Вудленд и Бернард Сильвер запатентовали метод маркировки товаров, основанный на азбуке Морзе. Для считывания использовалась технология оптической звукозаписи. Точки и тире наносились в виде окружности, похожей на мишень, чтобы распознать код можно было с любого угла. Вскоре разработку купила компания Philco, заплатив ученым $15 тыс., а позже перепродала альянсу RCA
На фото: прототип штрихкода в магазине в Цинциннати
Фото: History Museum archive
Идея кодирования информации о товарах была практичной, но технологии середины XX века делали ее слишком дорогой. Стоимость снизилась в конце 1960-х: благодаря появлению компьютеров и лазеров уменьшились размеры сканеров
Фото: Robert Pratta / Reuters
В начале 1970-х сотрудник IBM Джордж Лорер возглавил команду по созданию системы считывания кодов для розничных магазинов. Опираясь на прототип, придуманный Вудлендом и Сильвером, он предложил наносить сведения о товаре в виде прямоугольника из полосок разной длины и толщины. Разработка получила название «Универсальный товарный код» (Universal Product Code; UPC). Первым товаром с отсканированным штрихкодом стала упаковка жевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit. В 1977 году был введен европейский стандарт штрихкода (European Article Numbering; EAN), позже ставший известным как международный артикул
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
Технология помогла магазинам значительно повысить эффективность работы, упростить трудоемкий учет товаров и снизить цены на большой ассортимент изделий На фото: книги перед оцифровкой в муниципальной библиотеке Лиона
Фото: Valentin Flauraud / Reuters
В настоящее время штрихкоды используются во всех областях экономики, где нужна оптимизация учета, — от торговли и рекламы до промышленности и туризма
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В зависимости от рисунка штрихкоды могут быть одномерными (линейными, только вертикальные полосы) и двумерными (в сочетании с иными геометрическими фигурами)
На фото: болельщица студенческой команды по американскому футболу «Флорида Гэйторс» в шляпе с корешками билетов на все матчи, которые она посетила с 1956 года
Фото: Stephen B. Morton, File / AP
Политические и экологические активисты используют штрихкод в своих перфомансах как символ торговли На фото: участники экологического конгресса в Гамбурге на акции, посвященной осознанному потреблению
Фото: Fabian Bimmer / AP
Экоактивистка из Нидерландов лежит на тротуаре в упаковке с надписью «плоть», пропагандируя вегетарианство
Фото: Benoit Tessier / Reuters
Участница демонстрации в центре Берлина против планов немецкого правительства по сбору и хранению персональных данных
Фото: Markus Schreiber / AP
Американский художник Скотт Блейк (на фото) превратил технологию считывания информации о товарах в отдельный вид искусства, близкий к поп-арту. Его картины состоят из большого количества штрихкодов, которые образуют изображение, словно пиксели
Фото: @scott_blake
В Австралии с помощью штрихкодов следят за посещаемостью школьников
Фото: Mick Tsikas / Reuters
У технологии было немало скептиков. Например, приверженцы теории заговора считали, что власти используют штрихкоды для слежки
Фото: Lefteris Pitarakis / AP
Студенты изображают товары для продажи на акции протеста в Загребе, требуя бесплатного высшего образования
Фото: Nikola Solic / Reuters
Фасады производственных зданий в Шанхае в виде штрихкода
Фото: Gerkan, Marg & Partners
В Сингапуре штрихкоды используются для идентификации заключенных На фото: кулинарный конкурс в тюрьме Чанги
Фото: Vivek Prakash / Reuters
Сканеры переводят графическое изображение в числовую последовательность и передают информацию на компьютер, кассовый аппарат или POS-систему
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Штрихкодам нашлось место и в сельском хозяйстве
Фото: GODONG / BSIP / AFP
Татуировка на шее участника съезда ЛДПР
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Работа уличного художника Бэнкси на стене в Нью-Йорке
Фото: Brendan McDermid / Reuters
Метод идентификации товара по короткой числовой последовательности лег в основу так называемого ДНК-штрихкодирования, согласно которому короткие отрезки ДНК-цепи позволяют с высокой точностью определять принадлежность живого организма к той или иной уже классифицированной группе существ. Нанося на товар такой штрихкод, то есть часть определенной ДНК-цепи, можно защитить от контрафакта лекарства, дорогостоящие музыкальные инструменты и даже денежные банкноты
На фото: акция против вспомогательных репродуктивных технологий во Франции
Фото: John Schults / Reuters
Жительница Берлина участвует в акции против установки камер распознавания лиц в общественных местах
Фото: Axel Schmidt / Reuters
На сегодняшний день существует более 50 систем штрихового кодирования
Фото: Коммерсантъ / Владислав Лоншаков
Торговый центр «Штрихкод» в Санкт-Петербурге
Фото: АСТ