100 лет назад, 20 июля 1924 года, родилась режиссер Татьяна Лиознова. Наибольшую известность ей принесли картины «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны». Жизнь и карьера народной артистки СССР — в фотогалерее «Ъ».
Лиознова Татьяна Михайловна родилась 20 июля 1924 года в Москве. Ее отец был инженером-экономистом. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт и пропал без вести. Мать Татьяны Лиозновой работала в Наркомате черной металлургии. Они вместе были эвакуированы в Свердловск
Фото: Валентин Мастюков, Валентин Черединцев / ТАСС
«Поступать на режиссерский факультет я решила сразу после десятого класса»
Татьяна Лиознова вернулась в столицу в 1942 году и поступила в Московский авиационный институт, но забрала документы после первого семестра. В 1943 году начала учиться во ВГИКе, в мастерской народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Окончила вуз с отличием в 1949 году
Фото: РИА Новости
После института получила распределение на Киностудию им. М. Горького, но была уволена из-за разворачивавшейся в это время антисемитской кампании. Некоторое время была вынуждена зарабатывать пошивом одежды на заказ вместе с матерью. В 1950 году стала ассистентом Сергея Герасимова на съемках его фильма «Освобожденный Китай»
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
В 1953 году она была восстановлена на Киностудии им. М. Горького в качестве художественного руководителя творческо-производственного объединения юношеских фильмов, занимала этот пост до 1982 года
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
«Я просто хотела бы снимать картины, потому что это — главное дело моей жизни»
С 1957 года начала работать режиссером-постановщиком. Ее дебютом в кино стала военная драма «Память сердца», вышедшая на экраны в 1958 году
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
Татьяна Лиознова пришла в режиссерскую профессию, когда она считалась по преимуществу мужским делом: немногочисленные женщины-режиссеры воспринимались в то время как аномалия и часто вызывали снисходительное отношение. Сильный характер и исключительный профессионализм самой Лиозновой ломали эти стереотипы
На фото: с актером Вячеславом Тихоновым (1973 год)
Фото: Макс Альперт / РИА Новости
«Я люблю все свои фильмы, потому что они все мне трудно достались. Легких фильмов нет»
В 1961 году на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Евдокия». В 1963 году она сняла киноленту «Им покоряется небо», а в 1965 году — мелодраму «Рано утром»
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
«“Три тополя на Плющихе” продолжает главную тему всех моих работ — тему верности»
Большую известность Татьяне Лиозновой принесла вышедшая в 1967 году тонкая и лиричная мелодрама «Три тополя на Плющихе». Экранный дуэт Татьяны Дорониной и Олега Ефремова имел невероятный зрительский успех, а звучащая в кадре песня Александры Пахмутовой «Нежность» вошла в число главных песен советского кино
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
«Знаете, вокруг “Семнадцати мгновений” много вранья. Некоторым хочется сочинить про себя нечто “героическое”»
В августе 1973 года на экраны вышел 12-серийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» — еще более масштабная удача режиссера. Аудитория первого показа составляла от 50 до 80 млн человек. Ни одно другое советское телепроизведение 1970-х годов не получало настолько всенародную любовь и не оказывало такого влияния в том числе и на массовую культуру
Фото: Александр Коньков / ТАСС
«Я по два-три года искала ту историю, которую я бы прочла и у меня заколотилось сердце. Только из-за этого я сняла так мало картин»
После «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова сняла еще три картины. В 1981 году вышли фильм-мюзикл «Карнавал» и социальная драма «Мы, нижеподписавшиеся». В 1986 году состоялась премьера ее последней режиссерской работы — трехсерийного телефильма «Конец света с последующим симпозиумом»
Фото: Макс Альперт / РИА Новости
О Татьяне Лиозновой можно говорить как о режиссере со своими излюбленными темами и героями. Это обычно были одержимые мечтой или миссией «свои среди чужих» — крестьянки и лимитчицы во враждебном городе, благородные рыцари в стане партийных бюрократов, безупречный Штирлиц в логове нацистов
На фото: с президентом России Владимиром Путиным (2000 год)
Фото: Владимир Родионов, Сергей Величкин / ТАСС
«Да, мои дети — это фильмы. Они дорогого стоят — всей жизни моей. Но они же мне и давали счастье»
Татьяна Лиознова никогда не была замужем и не имела своих детей. У нее осталась названная дочь Людмила Лисина
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
«Ведь мы, художники,— “властители дум”, мы внушаем чувства, какое-то нравственное, благородное отношение к течению жизни. Это должны нести герои, так я это понимаю»
Жизненному пути режиссера посвящены документальные фильмы «Татьяна Лиознова. Моя железная леди» (2009 год), «Татьяна Лиознова. Мгновения» (2013 год) и «До и после Штирлица» (2024 год)
На фото: с режиссером Марленом Хуциевым (2004 год)
Фото: Эмиль Матвеев / ТАСС
Татьяна Лиознова умерла 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Урна с ее прахом была захоронена на Донском кладбище. В 2016 году на здании Киностудии им. М. Горького была установлена памятная доска (на фото), посвященная Татьяне Лиозновой
На фото: депутат Госдумы Иосиф Кобзон (слева) и министр культуры РФ Владимир Мединский на церемонии открытия мемориальной доски
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости