Осенью 1924 года был опубликован «Манифест сюрреализма», с которого начинаются две истории: последнего «изма» в первом авангарде и самого влиятельного движения, метода, программы или образа мысли в культуре последних ста лет. Об основателях и последователях сюрреализма рассказывает Анна Толстова.
Андре Бретон. «Стена мастерской», 1922–1956
Фото: © ADAGP, RMN centre Pompidou pour le Mur
Андре Бретон. «Стена мастерской», 1922–1956
Фото: © ADAGP, RMN centre Pompidou pour le Mur
Приглашение на Международную выставку сюрреализма в Париже, 1938
Фото: wikipedia.org
Джорджо де Кирико. «Портрет Гийома Аполлинера», 1914
Фото: © Adagp, Paris; Centre Pompidou, MNAM-CCI
Альберто Джакометти. «Дворец в 4 часа утра», 1932
Фото: © 2024 Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris
Макс Эрнст. «Встреча друзей», 1922
Фото: © VG Bild-Kunst
Андре Массон. «Автоматическое рисование», 1925–1926
Фото: © Adagp, Paris. Centre Pompidou, MNAM-CCI
Выставка «Первые документы сюрреализма» в Нью-Йорке, 1942
Фото: John Schiff; Philadelphia Museum of Art / Art Resource, NY
Ман Рей. «Безымянный рейограф», 1922
Фото: © 2024 Man Ray Trust / Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris
Сальвадор Дали. «Предчувствие гражданской войны», 1936
Фото: The Louise and Walter Arensberg Collection; Philadelphia Museum of Art
Жоан Миро. «Карнавал Арлекина», 1924–1925
Фото: © Successio Miro S.L. / Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris
Вольфганг Паален. «Фюмаж», 1938
Фото: © Succession Wolfgang Paalen et Eva Sulzer
Андре Массон. «Струя крови», 1936
Фото: © Adagp, Paris. Centre Pompidou, MNAM-CCI