Изображая зло
Как Босх придумал адскую реальность
У Иеронима Босха было множество ценителей и подражателей в раннее Новое время — от его младшего современника Брейгеля до чудачливых барочных живописцев. Но в ХХ веке сюрреалисты его заново открыли и превратили во вневременного арт-идола. Образы Босха проникли и в высоколобую, и в массовую культуру, подверглись тщательному богословскому, социальному, иконологическому, фрейдистскому анализу, однако более прозрачными от этого не стали. О той реальности, которая стоит за непонятностью босховского ада, размышляет Сергей Ходнев.
«Сад земных наслаждений», 1490–1500
Фото: Museo del Prado
«Искушение святого Антония», 1505–1506
Фото: Museu Nacional de Arte Antiga
«Страшный суд», 1482
Фото: Groeningemuseum