Трагедия на Октябрьской железной дороге, на перегоне Алешинка—Угловка Тверской области, произошла 27 ноября 2009 года. Скоростной пассажирский поезд №166 «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, потерпел крушение из-за подрыва железнодорожных путей. Погибли 28 человек, более 100 получили ранения. «Ъ-СПб» вспоминает события пятнадцатилетней давности.
«Душераздирающие сцены на каждом шагу. Лежала девушка — вероятно, с внутренним кровотечением. И рядом с ней молодой человек, который вроде чувствовал себя лучше, без открытых травм, — он лежал рядом с ней, чтобы принять ее боль... Легкораненый мужчина, весь в кровоподтеках, не ушел в основной состав — сидел на гравии, рядом со своим истекавшим кровью соседом, оставшимся без рук, чтобы его поддержать»,— так вспоминала крушение «Невского экспресса» пассажирка Елена Рыдалевская
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок
Трагедия 2009 года стала второй в истории «Невского экспресса». 13 августа 2007-го поезд сошел с рельсов в Новгородской области в результате подрыва железнодорожных путей. Пострадали 60 человек, никто не погиб. По данным следствия организатором теракта выступил «русский мусульманин» Павел Косолапов. Обвинения ему были предъявлены заочно, сам Косолапов до сих пор находится в федеральном и международном розыске. К реальным срокам были приговорены уроженцы Ингушетии Макшарипа Хидриева и Саламбека Дзахкиева за незаконный оборот взрывчатки. При этом суд оправдал их по статье «Терроризм». По данным следствия, Косолапов получил задание о подрыве поезда от лидера северокавказских боевиков Доку Умарова. Умаров же взял на себя ответственность за взрыв «Невского экспресса» в 2009-м
Фото: Коммерсантъ / Михаил Разуваев
Второй подрыв «Невского экспресса» произошел, когда суд еще не вынес приговор обвиняемым в теракте 2007 года. 27 ноября 2009 года поезд, в котором находился 681 человек, был подорван на территории Тверской области, на 284-м километре железной дороги. В результате взрыва с рельсов сошли три последних вагона
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 205 («террористический акт») и ст. 222 («Незаконный оборот оружия») УК РФ в ночь с 27 на 28 ноября. По данным следствия, взрывом выбило заднюю колесную пару локомотива и разорвало рельс: на его месте образовалась воронка диаметром 1,5 метра и глубиной 70 сантиметров. Мощность взрывного устройства, по данным следствия, составляла около семи килограмм в тротиловом эквиваленте
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Поезд шел со скоростью около 190 км/час. Как писал «Ъ» в 2009 году, после взрыва машинист, действуя по инструкции, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава начала складываться. Вагон №1, оторвавшись от состава, поднялся над рельсами, снес три бетонные опоры электропередачи и, будучи в полете, ударился об откос своей торцевой частью-тамбуром. Это и привел к массовым жертвам среди пассажиров
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
«Я сидела и читала, когда вдруг раздался непонятный глухой удар. Было ощущение, что мы ехали по шпалам. Нашему вагону повезло — он не перевернулся, поэтому серьезно пострадавших среди нас не было. По вагону забегали проводники, однако понять, что происходит, было невозможно. Проводники спрашивали врачей, началась эвакуация...»,— так описывала произошедшее одна из пассажиров «Невского экспресса» Наталья Куликова
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
По разным свидетельствам, профессиональную помощь ждали полтора-два часа. Спасательная операция началась после полуночи: в ней участвовали вертолеты, санитарные поезда, десятки скорых и спецавтомобилей. К моменту прибытия экстренных служб пассажиры самостоятельно выбрались из поезда и оказали друг другу первую помощь. «Молодые мужики (офицеры из МВД) моментально оказались на ногах и очень хорошо сориентировались. Они взяли кресла, возможно, сами вырвали, разбили окна и начали выносить и живых, и мертвых. Меня вынесли в числе первых. Проводники ходили вдоль нашего вагона, помогали людям, укрывали»,— рассказывал российский астрофизик, ведущий научный сотрудник ФТИ им. Иоффе РАН Рафаил Львович Аптекарь
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
В результате трагедии погибло 28 человек, пострадали более 100 человек. Среди погибших были председатель правления «Росавтодора» Сергей Тарасов и глава Росрезерва Борис Евстратиков
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок
Официальная версия аварии вызвала вопросы у блогеров, ряда экспертов и железнодорожников. В сетях обсуждалась другая версия произошедшего — техническая неисправность — поломка рельса. Недоверие было вызвано в том числе из-за сюжетов центральных телеканалов, которые в первый день после трагедии показали кадры с теракта 2007 года. На том, что в Тверской области произошел теракт наставили власти. 30 ноября вице-президент РЖД, глава Федеральной пассажирской дирекции Михаил Акулов, побывав на месте крушения, заявил, что у специалистов нет никаких сомнений, что это был взрыв, и что «говорить о технической неисправности не приходится»
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Помимо альтернативных версий аварии, в СМИ активно обсуждали причину гибели 28 пассажиров. Через неделю после теракта, были оглашены результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших. Эксперты пришли к выводу, что смерть пассажиров наступила из-за разлетевшихся по вагонам кресел: «От ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них»
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
«Войдя в вагон через двери заднего тамбура и посветив фонарями внутрь, мы сначала не поняли, куда вообще попали. Вагон, не считая трех сдвоенных кресел у самой двери, был пустой, как комната перед ремонтом. Только приглядевшись, мы увидели, что вся его внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотноспрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из нее в первую очередь тех, кто еще стонал»,— рассказывал житель поселка Лыкошино, прибежавший к месту катастрофы одним из первых
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Производитель вагонов «Невского экспресса» — ОАО «Тверской вагоностроительный завод» — заявил, что конструкция кресел прошла все необходимые испытания и соответствовала всем требованиям. Однако перегрузка во время аварии превышала допустимые нормы втрое. На заводе уверяли, что «вагон не рассчитан на такие нагрузки». Однако Ространснадзор предписал РЖД приостановить эксплуатацию вагонов поезда «до выяснения причин и принятия мер по креплениям пассажирских кресел»
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок
После теракта вновь заговорили о безопасности на железных дорогах. РЖД пообещала установить на всем пути между Москвой и Петербургом видеокамеры для обеспечения безопасности. Впрочем, над проектом видеонаблюдения начали работать еще после теракта 2007 года, но разработку завершили лишь к концу 2009-го. Помимо видеокамер проект предполагал установку тепловизоров, создание дополнительных опорных пунктов охраны и увеличение числа мобильных охранных групп из сотрудников МВД, РЖД и частных охранных агентств. На реализацию программы, рассчитанной на пять лет, РЖД планировало направить 3 млрд рублей
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок
Через несколько дней после трагедии в Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги «Россия против террора», организованные партией «Единая Россия». В Петербурге горожане собрались на Сенной площади. Участие в акции приняли более 13 тысяч человек
Фото: Коммерсантъ / Денис Вышинский
Первые похороны погибших во время аварии прошли 1 декабря, спустя почти две недели после трагедии. В городе простились с председателем правления «Росавтодора» Сергеем Тарасовым и главой Росрезерва Борисом Евстратиковом. Господин Евстратиков служил в управлении ФСБ Петербурга и Ленобласти, в пограничной службе ФСБ РФ, был заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству, откуда в марте 2009 года ушел на должность главы Росрезерва
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Прощание с Сергеем Тарасовым, бывшим депутатом петербургского парламента и вице-губернатор города, прошло в Александровском зале Таврического дворца. На гражданскую панихиду присутствовали чиновники Смольного, депутаты Заксобрания, представители федеральных органов власти, военных, актеров и деятелей культуры. Незадолго до гибели экс-чиновник женился на балерине Мариинского театра Анастасии Колеговой. Сергея Тарасова похоронили на Никольском кладбище. Бориса Евстратикова — на Серафимовском
Фото: Коммерсантъ / Денис Вышинский
Через неделю после теракта ответственность за него взял на себя лидер северокавказских боевиков Доку Умаров. В сообщении боевиков говорилось, что «данная операция была подготовлена и проведена в рамках запланированных еще в начале года диверсий на ряде стратегически важных объектах России во исполнение приказа амира Имарата Кавказ (террористическая организация) Доку Умарова». «Невский экспресс» был выбран целью, потому что им «главным образом пользуются руководящие чиновники». При этом в МВД Чечни называли признания Умарова «блефом» и «попыткй лишний раз напомнить о себе»
Фото: NTDRussian / YouTube
По данным следствия, организатором теракта выступил идеолог ингушских боевиков Александра Тихомирова (Саид Бурятский). В организации и исполнении теракта обвинили незаконное вооруженное формирование, основанное Бурятским. Боевик был убит 2 марта 2010 года в ингушском селе Экажево: в тот день ФСБ ликвидировала восемь человеку, подозреваемых в причастности к теракту. Еще десять человек были задержаны. В 2012 году суд вынес им приговор: четверо получили пожизненное наказание, остальные — от семи до восьми лет. Один из осужденных, Татархана Картоева, скончался в колонии в 2013 году: по официальной версии, причиной этого стала острая сердечная недостаточность
Фото: Коммерсантъ / Александр Солодков
Схема крушения поезда «Невский экспресс» 27 ноября 2009 года
Фото: Коммерсантъ