В 1940 году в Перми появился авиаотряд, на который решением Главного управления Воздушного флота СССР была возложена транспортировка пассажиров и грузов. За несколько десятков лет отряд превратился в крупное предприятие, благодаря сотрудникам которого Пермь стала связанной авиационным сообщением с десятками регионов страны и зарубежными государствами. Как развивались пассажирские авиаперевозки в регионе — в фотогалерее «Ъ-Прикамье»
Днем рождения пермского аэропорта считается 2 февраля 1940 года. В этот день решением Главного управления Воздушного флота СССР был образован Пермский авиаотряд специального применения и местных авиалиний. Летчики отряда стали осуществлять авиарейсы с аэродрома Молотов, который располагался на территории сегодняшнего микрорайона Городские горки. В 1940 году полеты по маршруту Молотов — Свердловск выполнялись на четырехместном самолете «Сталь-2». Рядом с летным полем появились ангар и временное здание аэровокзала. На фото: здание аэровокзала аэропорта Молотов
Фото: Самолеты пермского неба
Основным типом самолетов, которые использовались летчиками 207-го авиаотряда, были бипланы По-2 различных модификаций, в том числе По-2Л (с закрытой кабиной для пассажиров) и По-2С (санитарный). С началом Великой Отечественной войны пассажирское авиасообщение было приостановлено. Оно возобновилось в 1944 году. На фото: самолеты По-2 Пермского авиаотряда
Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ
В конце 1950-х годов Пермский авиаотряд перевели на аэродром Бахаревка, который до строительства аэровокзала в Большом Савино служил главными воздушными воротами Перми. После этого до 1990-х годов Бахаревка обслуживала местные рейсы. Практически все такие рейсы выполнялись на самолетах Ан-2. Для межрегиональных рейсов авиаотряд использовал Ли-2 и Ил-14. Эти самолеты ежедневно летали в Москву с промежуточными посадками. На фото: самолеты Ан-2 на аэродроме Бахаревка
Фото: Государственный архив Пермского края
Появление новых типов пассажирских самолетов, в том числе реактивных, повысило и требования к аэродромам. Современным лайнерам для безопасного взлета и посадки нужны были бетонные взлетно-посадочные полосы. В Прикамье ВПП такого класса была только на военном аэродроме Большое Савино, где до сих пор базируется истребительная авиация. В 1964 году полоса была увеличена до 2,2 тыс. м. В феврале 1965 года самолет Ил-18 Свердловского авиаотряда совершил первый регулярный рейс Свердловск — Пермь — Москва и обратно. Командиром экипажа воздушного судна был пермяк Константин Третьяков. С мая 1965 года Ил-18 стали летать в Ленинград, Ташкент, Сочи и Минеральные Воды. На фото: самолет Ил-18 в аэропорту Большое Савино
Фото: Государственный архив Пермского края
Через несколько лет Большое Савино приняло первые пассажирские рейсы реактивных Ту-104. В 1973 году новый аэропорт соединял Пермь с 33 городами страны, из Бахаревки выполнялись рейсы почти в 40 населенных пунктов Прикамья. В середине 1960-х в Перми появились первые Ан-24, к 1972 году в Перми базировалось 13 машин этого типа. Некоторые из них прослужили до начала XXI века в составе ФГУП «Пермские авиалинии». На фото: реактивный самолет Ту-104
В 1971 году в Пермском авиаотряде была сформирована эскадрилья тяжелых самолетов Ил-18 и Ли-2
Фото: Государственный архив Пермского края
Строительство здания первого аэровокзала было завершено в начале 1967 года
Фото: Государственный архив Пермского края
Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов пермские пилоты стали осваивать Ту-134 и Ту-154. На фото: Ту-134А-3
Фото: Евгений Лебедев
В 1980-е ежегодный пассажиропоток Большого Савино стабильно превышал 1 млн человек. В 1989 году аэропорт установил рекорд, оказав у услуги по перевозке 1,3 млн пассажиров
Фото: Государственный архив Пермского края
В 1991 году за несколько дней до первых выборов президента Пермь посетил Борис Ельцин. Одно из первых фото господина Ельцина на Прикамской земле сделано в аэропорту
Фото: Государственный архив Пермского края
В 1990-е количество рейсов из пермского аэропорта и, следовательно, пассажиропоток резко снизились. В 1996 году «Пермские авиалинии» (предприятие, которое управляло воздушным флотом и аэропортом Перми) одними из первых получили первые серийные Ту-204-100. Эти борты выполняли рейсы и на международных маршрутах: в Грецию, Испанию, Индию, ОАЭ. В 2006 году «Пермские авиалинии» (ПАЛ) перестали выполнять самостоятельные рейсы. Часть парка была передана авиакомпании «Сибирь». На тот момент флот ПАЛ состоял из трех Ан-24, одного Як-40 и трех Ту-134. В 2009 году у предприятия был отозван сертификат авиаэксплуатанта
Фото: Государственный архив Пермского края
С этого времени деятельность «Пермских авиалиний» сосредоточилась прежде всего на развитии Большого Савино. Одной из важнейших задач стало строительство нового здания аэровокзала и необходимой инфраструктуры
Фото: Евгений Лебедев
Одну из первых концепций нового аэровокзала разработала мастерская Риккардо Бофилла. Стоимость объекта оценивалась в 52 млн евро. На фото: архитектурный директор мастерской Питер Ходкинсон в здании «старого» аэровокзала, 2012 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 2013 году на базе федерального государственного предприятия было образовано АО «Международный аэропорт Пермь», владельцами которого стали краевые власти. На фото: здание аэропорта с проектом будущего аэровокзала, 2013 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 2014 году был представлен новый проект аэровокзала, который в итоге и был реализован. Его разработкой занималось ООО «Спектрум-Холдинг». На фото: макет здания аэровокзала, 2015 год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Строительство нового здания началось в октябре 2015 года. Незадолго до этого в конкурсе инвесторов на строительство объектов победил холдинг «Новапорт». Его структуры в итоге получили контроль над АО «Международный аэропорт Пермь». На фото: губернатор Виктор Басаргин осматривает стройплощадку
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
Строительные работы шли круглый год
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
30 ноября 2017 года состоялась церемония открытия нового аэровокзала. В этот же день туда прибыли первые пассажиры. На фото: губернатор Пермского края Максим Решетников
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 2023 году пермский аэропорт установил рекорд, его услугами воспользовались 1,992 млн пассажиров. По итогам прошлого года пассажиропоток составил 1,971 млн человек. Сегодня из пермской воздушной гавани осуществляются рейсы по 30 направлениям
Фото: телеграм-канал аэропорта «Пермь»