Научно-мемориальный музей Николая Жуковского — объект фантастический и по качеству и по силе впечатления, которое он производит. Вероятно, дело во времени, когда он создавался: постановление о создании музея Сталин подписал в 1947 году, а открыт он в 1956-м. Люди, которые его делали — прежде всего, Андрей Туполев,— в это десятилетие держали в голове всю историю авиации от первых теоретических семинаров, где прорабатывалась сама возможность полета, до совершенных, изысканных машин, которые придумывались в послевоенное время и разрабатывались потом чуть не до 1980-х годов. Память еще хранила все черты этой истории, еще казалось страшно важным, кто посещал первый семинар Жуковского в ЦАГИ, а кто нет, у кого какой был характер, кто какое уравнение придумал, на каком самолете установлен какой рекорд в 1930-е и чьи модели потом победили во Второй мировой. Самолет — невероятно сложное, очень умное и очень дорогое творение, им восхищаться естественно, и поэтому музеев авиации много. Они есть во всех странах, где смогли сделать свой самолет, и в России тоже не один. Но обычно коллекция — это ряды моделей — военные, гражданские, маленькие, средние, большие, скорость, дальность. Здесь же картина невероятной победы ума. Придумали — летать, и за какие-то 50 лет полетели, и как!