Не так давно мне попался в руки дореволюционный школьный учебник по основам православного богослужения, в котором его автор (священник Н. Р. Антонов, как сообщает титульный лист) решил дать учащимся еще и что-то вроде краткого курса истории христианского искусства. В том, что касается русской иконописи, курс получился, надо сказать, прелюбопытным: читатель узнает, что русская церковная живопись en masse "не только повторила черты византийского стиля периода упадка (как, например, неподвижность рисунка, суровость ликов, аскетическое выражение их и непропорциональность), но даже постепенно сгустила эти черты". И только в XVII веке, при "прогрессивном русском иконописце" Симоне Ушакове, начинается "оживление русского иконописного искусства", которое в полной мере расцвело уже в XIX веке благодаря живописцам-академикам. Когда клирик, обращаясь к школьной аудитории, порицает "крайности аскетизма" (выражение из учебника), это вообще всегда выглядит неожиданно, но тут надо еще иметь в виду, что книга издана в 1912 году. То есть к тому моменту уже вышел посвященный древнерусской живописи революционный том знаменитой "Истории русского искусства" Игоря Грабаря, где достижения русской иконописи были по-эстетски любовно продемонстрированы и изъяснены, а Симон Ушаков, наоборот, представлен практически могильщиком трогательного древнерусского "умозрения в красках". И где Павел Муратов в своем предисловии, как оказалось, отчасти пророчествовал: "Европа все еще стоит на пороге открытия этого совершенно нового для нее искусства, накануне настойчивого изучения и собирания его памятников, и, быть может, даже накануне всеобщего увлечения им, которое напомнит дни первых восторгов от "прерафаэлитов" Италии".