На фестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске представлена новая программа "Выбор критиков" и проведен круглый стол на тему "Качество дебюта". Фестиваль родился в 2003 году, и это символично, поскольку 2003-й считается годом рождения российской "новой волны", заявившей о себе такими фильмами, как "Возвращение", "Коктебель" и "Последний поезд". Но, когда пяти отечественным кинокритикам предложили выбрать по одной дебютной картине начиная с 2000 года и по сей день, селекция оказалась неожиданной. "Возвращения" Андрея Звягинцева, самого успешного российского кинодебюта, там вовсе не обнаружилось, как и других стопроцентно авторских работ, исключение — разве что "Богиня" Ренаты Литвиновой. Все пять выбранных фильмов датированы 2001-2004 годами, как будто после этого процесс прервался. И самое главное: это скорее жанровое, чем авторское кино, почти мейнстрим — и "Сестры" Сергея Бодрова-младшего, и "Шиза" Гуки Омаровой, и "Спартак и Калашников" Андрея Прошкина.