Вильгельм Тени (1888-1949) не входит в число австрийских художников-модернистов, не знать которых нельзя, хотя в залах Бельведера вы обязательно выделите его живопись — живопись высокой культуры цвета, глубокого, интенсивного, суггестивного, несмотря на общую сдержанность холодноватой, тенистой, серо-зеленой гаммы. Можно сказать, в большой истории искусства Тени совершенно теряется на фоне Эгона Шиле, Оскара Кокошки и даже Альфреда Кубина, с которым был очень дружен и многие годы переписывался. Можно сказать иначе: он, провинциал, теряется на столичном фоне. Вильгельм Тени родился в Граце, он, вероятно, самый крупный художник первой половины XX века родом из Штирии, но искусство модернизма делалось в столицах — в Париже, в Берлине, в Вене или в крупных художественных центрах — в Мюнхене, в Барселоне, а Грац, увы, не входил в их число. Любимый город узнается у Тени повсюду: набережная Мура оборачивается набережной Сены, Штадтпарк — садами Тюильри, австрийские Альпы вырастают в Провансе, а башенки штирийских замков проступают в очертаниях Нотр-Дама и манхэттенских небоскребов. Тени учился в Мюнхене, жил в Париже, умер в Нью-Йорке, но умудрился остаться австрийским, штирийским, грацским художником. То есть остаться в тени — и большая выставка на родине, в Новой галерее Йоаннеума, самая представительная ретроспектива из бывших до сих пор, должна вырвать художника из тьмы забвения. Забвения тем более прочного, что многие работы, хранившиеся в Австрии, сгинули в годы Второй мировой и оккупации союзников, а большинство из сделанных в Америке сгорело в пожаре.