Это второе пришествие Роуз Ли Голдберг, знаменитого искусствоведа и куратора, основательницы биеннале Performa, в Москву, точнее в Бахметьевский гараж. Первое состоялось три года назад, когда гараж еще был занят "Гаражом": тогда Роуз Ли Голдберг совместно с другим звездным куратором Клаусом Бизенбахом, директором P.S.1, показывала свою кочующую выставку "100 лет перформанса". Выставка была, в сущности, большой образовательной инсталляцией по мотивам бестселлера Роуз Ли Голдберг "Искусство перформанса. От футуризма до наших дней", впервые опубликованного в 1979-м и с тех пор выдержавшего бесчисленное количество переизданий. Книга, до сих пор остающаяся самым популярным исследованием по теме, все время дополняется и обновляется. Так что нынешнюю выставку — на старом месте, но в новой институции, Еврейском музее и центре толерантности,— можно считать последней главой, посвященной 2000-м. Глава эта написана, что называется, глядя из Нью-Йорка. Конечно, это не значит, что в поле зрения Роуз Ли Голдберг попадают лишь художники США вроде Клиффорда Оуэнса или Лори Симмонс и сопредельных территорий вроде пуэрториканского дуэта Аллоры и Кальсадильи, представлявшего Штаты на прошлой Венецианской биеннале. В "Антологию 2000-х" входят Уильям Кентридж, Марина Абрамович, Сантьяго Сьерра, группа Claire Fontaine, Яэль Бартана, Гай Бен Нер и многие другие. Но всех их, даже таких политических радикалов, как Сантьяго Сьерра, Яэль Бартана или Claire Fontaine, объединяет нью-йоркский шик пополам с голливудским размахом, возможность представить любой проект — ту же "Польскую трилогию" с фильмами про фиктивное "Движение за еврейское возрождение" Яэль Бартаны — в виде широкоформатного шоу. Естественно, идеальным художником в истории перформанса, по Роуз Ли Голдберг, оказывается примадонна Марина Абрамович в бесконечной веристской опере The Artist Is Present. И естественно, что многим ироничным или серьезным борцам с шоу-бизнесом в искусстве в этой истории места не найдется.