До сих пор не понимаю, как в мое советское детство попал проспект модели Jeep Cherokee 70-х годов, но его передок тогда очень напоминал ГАЗ-24 "Волга", и оттого казалось, что между американским и советским автомобилестроением полный паритет. Через каких-то 25 лет я даже оказался в похожей машине за рулем - ее собрали из нескольких ржавых остовов, но в салоне были бережно сохранены все атрибуты шика 70-х: по-домашнему мягкие кресла с пружинами, родной телефон Bell с трубкой и диском и занимающий все подкапотное пространство 5,9-литровый V8! Даже кастрюлей с супом такого размера можно накормить 20 человек, а мощность этой огромной чугунной чушки едва превышала 150 лошадей. Владельцы Jeep оказались не меньшими энтузиастами, чем те же субаристы, а сама марка была богата на легенды и легендарные модели. Взять хотя бы военный Willys MB, бывший в войну таким же привычным атрибутом Красной Армии, как грузовая полуторка или пулемет Дегтярева. Причем, в отличие от горевших как зажигалки ленд-лизовских танков "Шерман", эти "Виллисы" действительно любили - за проходимость, универсальность, простоту. Правда, читая воспоминания ветеранов, я чаще обнаруживал не геройские прорывы на джипах в тыл врага, а сцены распекания солдат по такой-то матери. Все-таки на американцах в основном ездил высший командный состав, и появление машины с характерными прорезями на радиаторной решетке зачастую означало неприятности. То заснут служивые, то языка после "тяжелого рабочего дня" забудут расстрелять, а разъяренный комдив тут как тут. После войны "джипы" быстро заменили "газиками", и возвращение марки в нашу страну случилось практически через 50 лет. 7 января 1992 года новейшая модель Jeep съехала со сборочных стапелей завода, доехала до здания Cobo center, где проходил Детройтский автосалон, и, разбив боковую витрину, предстала перед мировой общественностью как первый Grand Cherokee. Как писало о нем одно отечественное издание: "Если вы ищите комфорта и уюта с высокими потребительскими качествами, то Jeep вам придется по душе. А ваши пассажиры - даже из числа крутых - ахнут..." В том же году Jeep Grand Cherokee стал завсегдатаем московской криминальной хроники: то стреляли из него, то в него. Точно такой, в темно-зеленом цвете, был у однокашника моего друга. Чем занимался этот удачливый 22-летний нувориш неизвестно, но спустя год его тоже убаюкал чей-то "калашников". Как говорилось в газете: "Пользуясь возникшей суматохой, преступники скрылись". Купить "широкий" с пулевыми отверстиями тогда было даже выгодно - больше поводов для торга, а практически у всех подержанных экземпляров были поддельные документы и перебитые номера. Казалось, этот имидж теперь будет преследовать Grand Cherokee вечно, но люди быстро забыли как нежелательные криминальные ассоциации, так и желательные исторические, и борьба с все пребывающими конкурентами продолжилась как будто с чистого листа. И тут, если Mercedes-Benz это, конечно, не Jeep, то Jeep еще вполне себе Mercedes-Benz. Разрабатывавшийся во времена альянса DaimlerChrysler современный Grand Cherokee построен на базе M-Класса, и если не брать в расчет такие чудачества, как единственный мерседесовский подрулевой переключатель, этот генетический казус подарил миру один из лучших Jeep за всю историю. Ведь при наличии таких фамильных черт, как внешний вид и хорошая проходимость, здесь отсутствует легкая американская неотесанность в деталях. Сидения приличного профиля рассчитаны не на негритянскую многодетную мамочку весом 200 кг, передняя панель аккуратна и не выглядит, как рубка рыболовного буксира, а поступь на дороге не только плавна, но и по-европейски взвешена. Но главное, все это венчает та самая решетка радиатора, которая когда-то мгновенно пробуждала американских и советских солдат.