В 2002 году, когда вышел фильм Александра Пейна "О Шмидте", критики высказывались о нем восторженно, а некоторые объявили шедевром и находили ему даже не киношные, а литературные аналогии ("Бэббит" Синклера Льюиса, "Смерть коммивояжера" Артура Миллера). С тех пор Пейн не стал снимать хуже, у него есть собственный узнаваемый стиль — сочетание незлобивой сатиры и неприторной сентиментальности,— следующие его фильмы "На обочине" (2004) и "Потомки" (2011) тоже собирали хорошую критику (и "Оскары" за сценарии), его достаточно ценят как серьезного автора, но никто не спешит объявлять великим режиссером. Наверное, потому что сама природа его фильмов не располагает к броским эпитетам, это негромкие и спокойные, какие-то очень ровные истории, которые раскрываются исподволь, без шума и ярости и непременных кульминаций. Но от литературных аллюзий все равно не отвертеться: Пейн — это своего рода Чехов американской глубинки, со своим "подводным течением" в диалогах, очень точный в деталях и, конечно, настоящий гуманист…