«Я хочу сделать лень не матерью пороков, а матерью совершенства»
Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 (по некоторым данным 1878) года в многодетной польской семье. С 1920 года в анкетах Малевич начала указывать национальность «украинец», так как жил с родителями на Украине. В 1895 году в возрасте 17 лет начал посещать Киевскую рисовальную школу Мурашко
«Разве может понять человек, который ездит всегда в таратайке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе»
В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где молодой художник устроился на работу чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги. Его тяготила двойная жизнь и вскоре он организовал художественный кружок. В 1904 году несмотря на протесты супруги Казимиры Зглейц Малевич переезжает в Москву, где он поселился в художественной коммуне в Лефортово, не поступив в художественное училище. Весной 1906 года, когда у семьи заканчиваются деньги, Малевичи возвращаются в Курск
Фото: Фото ИТАР-ТАСС
«Написанное лицо в картине дает жалкую пародию на жизнь, и этот намек — лишь напоминание о живом»
Окончательно устроиться в Москве Малевичу удалось лишь в 1907 году, жена ушла от него, оставив с двумя детьми. Вскоре художник вошел в общество молодых художников «Ослиный хвост» и начал выставлять свои работы.
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева направо)
«В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке — себе»
Фото: Hermitage Amsterdam
Казимир Малевич был создателем «супрематизма» (от латинского слова supremus — «наивысший»). Впервые эта идея получила свое воплощение в театральной постановке. В начале декабря 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера авангардной оперы «Победа над солнцем», костюмы и декорации для которой были выполнены по эскизам Малевича. Во втором акте спектакля актеры разрывали занавес, на котором солнце изображалось не красным и круглым, как обычно, а черным и квадратным. Тем самым авторы выражали свое отношение, в том числе и к привычным художественным ценностям. Ставший для Малевича знаковым, «черный квадрат», замещающий собой солнечный круг, символизировал победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. В 1915 году «Черный квадрат» уже был показан как станковое произведение, с которого в России началось активное движение к одной из форм абстрактного искусства, оказавшей влияние и на мировую культуру
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
«Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка»
В 1918 году Малевич, будучи признанным художником, опубликовал статьи в журнале «Анархия», а также «Декларацию прав художника». В тот же период он избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. После он переехжает в Петроград, где работает над декорациями и костюмами к спектаклю Мейерхольда по пьесе Маяковского «Мистерия-Буфф». Спустя год он возвращается в Москву, где руководит «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских
На фото автопортрет
Фото: Казимир Малевич
«В искусстве нужна истина, но не искренность»
В 1919 году Малевич переехал в Витебск, для того, чтобы руководить мастерской в Народном художественном училище Марка Шагала. Тогда же открывается его первая ретроспективная и появляются свои последователи и ученики (кружок УНОВИС). Сам Малевич практически перестает писать картины и сосредотачивается на написании теоретических и философских работ, увлекается архитектурой. В 1922 году выходит его главный теоретико-философский труд — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», после чего художник переезжает в Петроград. С этого времени выставки работ Малевича становятся регулярными, в том числе и за границей - в Варшаве и Берлине. С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте, а в 1929 году был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». Осенью 1930 года Малевича арестовывают по подозрению в шпионаже. Но уже через несколько месяцев он выходит на свободу. В 1933 году у художника диагностируют
рак предстательной железы
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
«Живое превратилось в неподвижно мертвое состояние»
Казимир Малевич умер в Ленинграде 15 мая 1935 года. По просьбе художника, его тело было помещено в гроб в виде креста с раскинутыми руками, перевезено в Москву и кремировано, затем похоронено. В годы войны могила была утеряна и найдена значительно позже группой энтузиастов. Сегодня место погребения праха Малевича попало на территорию жилого комплекса «Ромашково-2»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Семенов / купить фото
У Казимира Малевича было пять сестер и четыре брата, у его дочери— пять детей. В 1990-х большинству людей, которые состояли в отдаленном родстве с художником Малевичем и проживали в России и Европе, не приходило в голову, что они могут претендовать на музейное наследие авангардиста. На эту мысль их натолкнул арт-детектив Клемент Туссен, который профессионально занимался поисками похищенных и пропавших картин. Внуки, правнуки и внучатые племянники главного русского авангардиста числом 31 человек объединились в Общность наследников Казимира Малевича, которая и поручила Клементу Туссену отстаивать их права и требовать «возврата имущества Казимира Малевича, которое было вывезено в 1930-е годы в США». К великому изумлению и негодованию музейной общественности, после нескольких лет препирательств и угроз господину Туссену и его коллеге американскому адвокату Лоренсу Кею удалось заполучить сначала одну картину у MOMA, а потом еще одну — у гарвардского Музея Буша и Рейзингера
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко / купить фото
То, что Казимир Малевич — самый дорогой русский художник, долгое время было известно только теоретически. Потому что практически он не продавался. За последние лет двадцать (до эпопеи с наследниками) его супрематическая живопись была продана только один раз — в 1985 году, за $8 млн. Все изменилось в мае 2000 года. Тогда с аукциона Phillips в Нью-Йорке была продана «Супрематическая композиция» (1919) за рекордную сумму — $17 млн
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин / купить фото
«Я хочу сделать лень не матерью пороков, а матерью совершенства»
Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 (по некоторым данным 1878) года в многодетной польской семье. С 1920 года в анкетах Малевич начала указывать национальность «украинец», так как жил с родителями на Украине. В 1895 году в возрасте 17 лет начал посещать Киевскую рисовальную школу Мурашко
«Разве может понять человек, который ездит всегда в таратайке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе»
В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где молодой художник устроился на работу чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги. Его тяготила двойная жизнь и вскоре он организовал художественный кружок. В 1904 году несмотря на протесты супруги Казимиры Зглейц Малевич переезжает в Москву, где он поселился в художественной коммуне в Лефортово, не поступив в художественное училище. Весной 1906 года, когда у семьи заканчиваются деньги, Малевичи возвращаются в Курск
Фото: Фото ИТАР-ТАСС
«Написанное лицо в картине дает жалкую пародию на жизнь, и этот намек — лишь напоминание о живом»
Окончательно устроиться в Москве Малевичу удалось лишь в 1907 году, жена ушла от него, оставив с двумя детьми. Вскоре художник вошел в общество молодых художников «Ослиный хвост» и начал выставлять свои работы.
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева направо)
«В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке — себе»
Фото: Hermitage Amsterdam
Казимир Малевич был создателем «супрематизма» (от латинского слова supremus — «наивысший»). Впервые эта идея получила свое воплощение в театральной постановке. В начале декабря 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера авангардной оперы «Победа над солнцем», костюмы и декорации для которой были выполнены по эскизам Малевича. Во втором акте спектакля актеры разрывали занавес, на котором солнце изображалось не красным и круглым, как обычно, а черным и квадратным. Тем самым авторы выражали свое отношение, в том числе и к привычным художественным ценностям. Ставший для Малевича знаковым, «черный квадрат», замещающий собой солнечный круг, символизировал победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. В 1915 году «Черный квадрат» уже был показан как станковое произведение, с которого в России началось активное движение к одной из форм абстрактного искусства, оказавшей влияние и на мировую культуру
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
«Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка»
В 1918 году Малевич, будучи признанным художником, опубликовал статьи в журнале «Анархия», а также «Декларацию прав художника». В тот же период он избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. После он переехжает в Петроград, где работает над декорациями и костюмами к спектаклю Мейерхольда по пьесе Маяковского «Мистерия-Буфф». Спустя год он возвращается в Москву, где руководит «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских
На фото автопортрет
Фото: Казимир Малевич
«В искусстве нужна истина, но не искренность»
В 1919 году Малевич переехал в Витебск, для того, чтобы руководить мастерской в Народном художественном училище Марка Шагала. Тогда же открывается его первая ретроспективная и появляются свои последователи и ученики (кружок УНОВИС). Сам Малевич практически перестает писать картины и сосредотачивается на написании теоретических и философских работ, увлекается архитектурой. В 1922 году выходит его главный теоретико-философский труд — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», после чего художник переезжает в Петроград. С этого времени выставки работ Малевича становятся регулярными, в том числе и за границей - в Варшаве и Берлине. С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте, а в 1929 году был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». Осенью 1930 года Малевича арестовывают по подозрению в шпионаже. Но уже через несколько месяцев он выходит на свободу. В 1933 году у художника диагностируют
рак предстательной железы
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
«Живое превратилось в неподвижно мертвое состояние»
Казимир Малевич умер в Ленинграде 15 мая 1935 года. По просьбе художника, его тело было помещено в гроб в виде креста с раскинутыми руками, перевезено в Москву и кремировано, затем похоронено. В годы войны могила была утеряна и найдена значительно позже группой энтузиастов. Сегодня место погребения праха Малевича попало на территорию жилого комплекса «Ромашково-2»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Семенов / купить фото
У Казимира Малевича было пять сестер и четыре брата, у его дочери— пять детей. В 1990-х большинству людей, которые состояли в отдаленном родстве с художником Малевичем и проживали в России и Европе, не приходило в голову, что они могут претендовать на музейное наследие авангардиста. На эту мысль их натолкнул арт-детектив Клемент Туссен, который профессионально занимался поисками похищенных и пропавших картин. Внуки, правнуки и внучатые племянники главного русского авангардиста числом 31 человек объединились в Общность наследников Казимира Малевича, которая и поручила Клементу Туссену отстаивать их права и требовать «возврата имущества Казимира Малевича, которое было вывезено в 1930-е годы в США». К великому изумлению и негодованию музейной общественности, после нескольких лет препирательств и угроз господину Туссену и его коллеге американскому адвокату Лоренсу Кею удалось заполучить сначала одну картину у MOMA, а потом еще одну — у гарвардского Музея Буша и Рейзингера
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко / купить фото
То, что Казимир Малевич — самый дорогой русский художник, долгое время было известно только теоретически. Потому что практически он не продавался. За последние лет двадцать (до эпопеи с наследниками) его супрематическая живопись была продана только один раз — в 1985 году, за $8 млн. Все изменилось в мае 2000 года. Тогда с аукциона Phillips в Нью-Йорке была продана «Супрематическая композиция» (1919) за рекордную сумму — $17 млн
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин / купить фото