Оба фильма, и "Заговор" мастера триллера Николая Розанцева, и "Петерс" Сергея Тарасова, переквалифицировавшегося затем в постановщика подростковых хитов о Робин Гуде и прочих рыцарях Айвенго, поставлены на Рижской киностудии. Их сверхзадачей было включение в пантеон романтических героев расстрелянных в 1938 году революционеров: латышского стрелка и будущего создателя колымских лагерей Эдуарда Берзина (Улдис Думпис в "Заговоре") и Якова Петерса, заместителя Дзержинского (Эдуард Павулс в "Заговоре", Гирт Яковлев в "Петерсе"). Оба сценария написал Михаил — он же Исидор, он же Иван Борисович — Маклярский, полковник МГБ, кажется, причастный к Катынскому расстрелу, заделавшийся драматургом ("Подвиг разведчика", "Секретная миссия") и сам отсидевший два года за участие в "сионистском заговоре в органах госбезопасности". Когда смотришь фильмы подряд, не отделаться от несколько комического ощущения, что Маклярский — чего ж добру пропадать — слепил "Петерса" из отходов производства "Заговора". В обоих фильмах речь идет…