Все "оборонные фильмы" похожи друг на друга. Летчики — герои и Александра Мачерета ("Родина зовет"), и Абрама Роома ("Эскадрилья"): считалось, что исход грядущей войны решится в воздухе. У Мачерета бомбовозы со свастиками истреблены после того, как покуролесили в советском небе. У Роома наши наносят по вражьим эскадрильям встречный удар на границе и рискуют лишь тем, что, увлекшись, оставят в тылу недобитые аэродромы и штабные казематы. Но на сей раз дьявол кроется не в этих деталях, а в интонации. Фильм Мачерета (по сценарию Валентина Катаева) — "шампанский", озорной, фантазийный. И начинается-то он с футуристических испытаний самолета: весь израненный, но "железный", герой гражданской войны Новиков (Михаил Кедров) проводит в воздухе 62 часа и 7 минут, жутко скучая без чтения газет. Залудив тоже "футуристическую" радиостанцию (ее часть — бабушкина кровать), с ним связывается сын Юрка (Алеша Горюнов). Комическая (зловещая в своем комизме) суета сопутствует и медосмотру Новикова, и перепалке стариков, напяливших…